Это сейчас мы заказываем одежду в интернет-магазинах и Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), не выходя из дома. Любуемся новинками сезона в модных каталогах, следим за последними тенденциями в аккаунтах популярных блогеров.
В советское время не было даже глянцевых журналов, а единственным источником вдохновения, пожалуй, являлись фильмы. Модницы запоминали каждую деталь наряда любимых героинь, а затем либо бежали в ателье, либо шили самостоятельно.
ЛЮДМИЛА ГУРЧЕНКО
1956 год, сумасшедшие очереди в кинотеатрах — на экраны вышел фильм молодого режиссера Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Фильм сделал настоящей звездой никому не известную на тот момент студентку ВГИКа Людмилу Гурченко, а ее образ — мечтой всех советских барышень. Пышные юбки чуть ниже колена, закрытый приталенный лиф мгновенно стали главным трендом. Поговаривали, что легендарное черное платье Леночки Крыловой сшил сам Кристиан Диор, хотя на самом деле над нарядами работала команда художников по костюмам, которые создавали образы в фильмах «Волга-Волга» и «Весна». Но сравнение с изысканными одеяниями французского модельера все же не случайно...
«Наряды героини Людмилы Гурченко в этой картине — это повторение моды New Look Кристиана Диора, созданной в 1947 году в Париже. Эти модели имели мировую славу, но из-за железного занавеса в сталинскую эпоху моментально не попали в СССР», — рассказывал однажды Александр Васильев.
О платьях в стиле New Look сам Кристиан Диор говорил так: «Мы оставили за собой эпоху войны, форменной одежды, трудовой повинности для женщин с широкими плечами боксера. Я рисовал женщин, напоминающих цветы, округлую линию груди, стройные талии и широкие, расходящиеся книзу, как чашечки цветка, юбки».
Правда, знаменитые наряды Людмилы Гурченко, к сожалению, не сохранились. А вот муфта из белого меха стала предметом вожделения всех модниц и еще долго копировалась. Спустя год вышел мультфильм «Снежная королева»... Помните, какой аксессуар подарила Герде принцесса?
БАРБАРА БРЫЛЬСКА
Вот уже 44 года подряд новогоднее застолье не обходится без «Иронии судьбы, или С легким паром!» Эта картина Эльдара Рязанова так полюбилась зрителям, что трепетные чувства к ней мы передаем из поколения в поколение — смотрим с детьми, пока нарезаем оливье, хором подпеваем Наденьке.
То самое «праздничное» платье горчичного цвета, к слову, не казалось самой актрисе парадным, но советских модниц это не останавливало и они бежали в ателье, чтобы к бою курантов сшить такое же. Примечательно, что за несколько лет до выхода фильма в точно таком же наряде актриса Антонина Шуранова снималась в детективе «Опасный поворот», но тогда он остался не замеченным. Для более современной Нади художница по костюмам Ольга Кручинина укоротила платье, поменяла пуговицы и сделала из отреза подола пояс.
АЛИСА ФРЕЙНДЛИХ
Самая красивая мымра советского кинематографа — так называли Алису Фрейндлих. Актриса никогда не боялась выглядеть странно и безвкусно, и даже помогала Эльдару Рязанову искать в костюмерных самые нелепые наряды для Людмилы Пркофьевны «до преображения».
А вот модное клетчатое платье с большими пуговицами вмиг стало хитом 70-х годов. «После «Служебного романа» я действительно получила массу писем, в которых женщины писали: «После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок», — призналась Алиса Бруновна.
СВЕТЛАНА СВЕТЛИЧНАЯ
Соблазнительница Анна Сергеевна из «Бриллиантовой руки» была настолько хороша в коротеньком халатике с меховой оторочкой, что покорила не только советских мужчин, но и женщин. Однако позволить себе столь откровенный образ в СССР могли только самые смелые барышни... и богатые. Достать похожий пеньюар можно было разве что среди дефицитных заграничных вещей, и стоил он очень дорого. К слову, тот самый халатик в 2011 году был продан с аукциона за 435 тысяч рублей, а одна перламутровая пуговица ушла за 1200 евро.
Зато в моду вернулась лента на прямых распущенных волосах, которая дополняла образ «а-ля Светличная».
НАТАЛЬЯ СЕЛЕЗНЕВА
Образ Зиночки, жены Александра Тимофеева из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», придумывал Вячеслав Зайцев — тогда еще молодой, но уже подающий надежды модельер. Красное платье-рубашка по праву считалось одним из самых смелых нарядов советского кино наравне с халатом Светличной.
С тех пор частым запросом в советских ателье стали платья с геометрическими принтами и белые брючные костюмы, а босоножки-римлянки и зонтик-трость закрепились в моде до середины 80-х годов.
Фото: Legion-media