Хозяйка большого Дома
Большинство биографий Коко Шанель (Coco Chanel) рассказывают лишь о ее личной жизни, которую она, напротив, всегда пыталась скрывать. А вот о ее бизнесе, который она так любила, обычно пишут мало. Благодаря постоянному контакту с Шанель Полю Морану удалось приоткрыть завесу и над этой стороной ее жизни.
«Все начинается с того, что ты хочешь иметь деньги. Затем в тебе пробуждается пристрастие к работе. Работа обладает более сильным привкусом, чем деньги. В конце концов деньги становятся просто символом независимости, – говорила Коко Шанель.
Модный Дом Коко Шанель (Coco Chanel) возник по чистой случайности: «Я шила платья. Я могла бы заниматься и чем-то другим. Выбор был совершенно случайным. И я любила не платья, а работу».
Благородный труд
Начав дело с шестью модистками в подчинении, Шанель оказалась владелицей огромного предприятия с тысячами сотрудников – и одной из первых во Франции стала улучшать условия труда.
«Я организовала для работниц летний лагерь в Мимизане, в Ландах. Это начинание стоило мне миллионы, но я о них не жалею. Там построили легкие домики для трех или четырех сотен женщин. Я оплачивала проезд во втором классе – чтобы не оскорбить их, – а также целый месяц отпуска вместо положенных двух недель», – вспоминала Коко Шанель.
Подобных историй в книге немало. Во Франции она впервые была издана в 1970-е годы и с тех пор считается лучшей биографией Шанель. А иллюстрации к ней нарисовал наследник Коко, возглавивший Дом Chanel после ее смерти, Карл Лагерфельд (Karl Lagerfeld), который, кстати, не только рисует, но еще и отлично фотографирует.