Марина Федункив прославилась ролью мамы Коляна в «Реальных пацанах», и с тех пор режиссеры постоянно предлагали ей повторить образы напористой женщины из глубинки. Сменить амплуа без протекции родственников кажется актрисе нереальным. «Надо, чтобы у тебя режиссером муж был, понимаешь. Вот Лиза Моряк что хочешь играет. Вот ей повезло!» — отмечала артистка в шоу «Натальная карта».
Жена Сарика Андреасяна и правда то играла эскортницу, то перевоплощалась в Татьяну Ларину в «Онегине». Но только ли связи влияют на амплуа? Ведь существуют рамки возраста, типажа, готовность актеров ждать «той самой» драматической роли, соглашаясь на простой, вместо того чтобы зарабатывать привычным и действенным способом.
Марина сама признавалась, что у нее большая занятость, которая позволяет ей немало зарабатывать. Так не компромисс ли это с собой, совестью и амбициями, когда актер сам не хочет отказываться от типовых ролей ради обеспечения комфорта?
«Я точно не вправе судить Марину Федункив за ее стремление к повышению благосостояния, — отметила Любовь Розенберг. — Расходится ли это с амбициями и целями теледивы — можно порассуждать опосредованно. С одной стороны, можно лежать на диване или обивать пороги известных режиссеров в ожидании и поиске новых ролей в ином амплуа. С другой стороны, можно использовать по полной то, что дается сейчас и принимать как данность. При этом демонстрировать свою многогранность, придумывать и осуществлять свои проекты. В наше время есть все возможности для такой самореализации. Самое непродуктивное в данном случае — смотреть на других и завидовать, искать причины в окружении, в мужьях и т.д.
Безусловно, есть примеры, когда роли раздаются, исходя из родственных связей, но талант таким образом раздать нельзя! Марина Федункив очень талантливая, на мой взгляд, комикесса, и я хотела бы посмотреть на нее в драматической роли, но от меня здесь тоже ничего не зависит. Так что давайте учиться принимать то, что нам дается, и реализовывать наши мечты по мере возможности».
Стимул к развитию или ярлык?
Другая сторона «застревания» в амплуа — утомительность жизни в одном образе. Так, Мария Кожевникова три года была для всех Аллочкой Гришко из «Универа», а сериал покинула, так как их пару с Кузей разбили продюсеры, а также — как раз из-за усталости от роли. Разрушить стереотип о себе актриса сумела, сыграв в драмах «Батальонъ» и «Собибор», но в последние годы пропала с экранов, так как увлеклась политикой и… стала мамой четверых детей.
«Вы часто спрашиваете, когда я вернусь в кино? Во-первых, надеюсь, что скоро я в качестве и продюсера, и актрисы реализую классную комедию и сказку. Во-вторых, думаю сильно вас удивить, чем я занималась эти три года и куда инвестировала почти все свои сбережения. Время придет, и я расскажу, уверена, что вы меня поддержите! Так что не скучайте по мне», — говорила звезда еще в 2021-м.
Хотя актриса поставила карьеру на паузу, а из ситкома ушла в 2011-м, подписчики до сих пор задают ей вопросы о сериале «Универ». Как Вы думаете, тяжело ли жить в тени персонажа столько лет и легко ли в то же время было отказаться от роли, приносящей славу и стабильный доход? Или же переключение на другие сферы жизни стабилизирует раздражающие факторы?
«Даже меня немного коснулось застревание в одном амплуа, и когда веду эфиры и выступаю на очень серьезные и вовсе не связанные с моим участием в реалити-шоу «Пацанки» темы, то всегда получаю вопросы по этому поводу, — призналась наш эксперт. — Отношусь к ним, как к данности и всегда буду благодарна проекту за предоставленную возможность реализоваться в этом амплуа.
Думаю, что и для Марии Кожевниковой роль в «Универе» послужила стимулом к развитию, а не застреванием в одной роли. За прошедшие годы она реализовалась как мама и как депутат. К тому же, не останавливается и работает над чем-то еще, обещая удивить своих поклонников новой гранью раскрытия своих талантов».
Экранные мачо
Керем Бюрсин навеки останется для фанатов Серканом из «Постучись в мою дверь», хотя мажора он сыграл еще до этого нашумевшего проекта — в сериале «В ожидании солнца». Тенденция продолжилась в мелодраме «Если сильно полюбишь», которую после трейлера раскритиковали фанаты «Постучись…» — хотя бы за то, что Хафсанур Санджактутан — не Ханде Эрчел, и химии между героями не случилось.
Образы мачо преследовали и многих российских актеров — к примеру, Павла Прилучного после «Мажора» было трудно ассоциировать с Михаилом Девятаевым, да и Александр Петров надолго застрял в амплуа нагловатого донжуана после «Полицейского с Рублевки».
«Даже если говорить о ДиКаприо — он особо не меняется внешне в своих фильмах. Да, в чем-то мои герои похожи, но я не мог отказаться из-за этого от съемок, так как нужно делать карьеру на хороших фильмах», — рассуждал Петров.
С одной стороны, играть мачо для вышеперечисленных звезд — приятно, привычно и даже престижно, ведь у таких артистов огромные фан-клубы. Но «полезно» ли повторение типичного образа для саморазвития и актерского роста?
«Я думаю, не стоит рассуждать о полезности или вреде типичного образа актера, — заключила Любовь Анатольевна. — Мы ведь не говорим, что работать всю жизнь на одном месте вредно, если это любимая работа, которая приносит удовольствие.
Помимо профессиональной реализации, в жизни человека есть огромное количество других функций и ролевых позиций, в которых можно развиваться, меняться, самореализовываться. Что такое «актерский рост»? Вся ли жизнь человека должна быть сосредоточена на этом, даже если он талантливый актер и всеобщий любимец? Если рассуждать объективно, то как раз зацикливание на актерстве, неумение построить свою жизнь гармонично и многообразно приводит к большому количеству девиаций и несчастий в судьбах некогда любимых и узнаваемых героев».
Звездный час или клеймо?
В 90-е Алексей Маклаков играл Меркуцио на подмостках, но знаменитым стал благодаря образу прапорщика Шматко из «Солдат». И хотя потом были сериалы «Есенин» и «Громовы», «Майор Гром» и «Нулевой пациент», поклонники по-прежнему цитируют полюбившегося прапорщика.
Что уж говорить про Джеки Чана, которого пусть и не ассоциируют с конкретным персонажем, но зато считают актером одной роли, ведь в каждом боевике мы видим все того же положительного героя, борющегося с несправедливостью. У Джеки не отнять фирменного стиля и умения ставить трюки, однако разнообразием в плане артистизма в его картинах не пахнет.
Но если работа Маклакова и Чана бурлит, то есть и примеры, когда одна роль и прославила, и погубила карьеру. Так, Шеннон Элизабет, сыгравшая чешку Надю в «Американском пироге», стала секс-символом и снялась еще в нескольких подобных комедиях. После же актрису ждали лишь маленькие проходные персонажи.
Шеннон не могла предугадать, что проект негативно отразится на ее карьере, но индустрия не простила ей ошибки. Могла ли звезда исправить положение «публичным покаянием», или в таких случаях, остается лишь смириться с фиаско и искать себя в других сферах деятельности?
«Я не понимаю, что значит «публичное покаяние» за хорошо сыгранную роль! Я не понимаю, что здесь означает слово «фиаско». Давайте посмотрим на это с другой стороны. Шеннон стала известна. Это был ее звездный час, о котором можно вспоминать с улыбкой и принятием. Безусловно, когда нет продолжения и дальнейшего подъема популярности, на некоторое время приходит погружение в депрессивное состояние, но одновременно это и точка принятия для дальнейшего развития, новых возможностей и достижениях в иных сферах.
Можно бесконечно держаться за достигнутое и не использовать огромное количество шансов, которые всегда дает Вселенная. А можно принять, опереться на это как на мастерство, достигнутое в определенной сфере, и идти дальше, получая огромное удовольствие от того, что и здесь получается, потому что есть навык и есть желание реализовываться», — подчеркнула Любовь Розенберг.
Не только Пчела
Реакции на ярлык персонажа бывают разные: Маклаков благодарил продюсеров и режиссеров за запоминающуюся роль, а вот Павел Майков, сыгравший Пчелу в «Бригаде», о прославившем его проекте отзывался негативно, полагая, что сериал романтизировал криминал. Ни из-за критики ленты, ни из-за клейма звезды «Бригады» карьера артиста не застопорилась — он перевоплотился в главных героев в «Девушках с Макаровым» и комедии «Папа Миа».
Значит ли это, что Павлу многое сходит с рук благодаря таланту, доверию режиссеров и любви поклонников? Ведь многих других артистов за критику проектов, подаривших им славу, осуждали, травили и «отменяли».
«Павел Майков не ругал сериал, а критически высказывался о воздействии сериала на неокрепшие умы и психику молодежи, — уточнила психолог проекта „Новые пацанки“. — Тренды возникают, какое-то время влияют на поведенческие особенности некоторых людей и затухают. Кроме того, зачастую негатив лишь подогревает интерес к осуждаемому событию. Для меня лично этот сериал был и остается о мужской дружбе, о любви и о непростом перестроечном периоде в истории нашей страны, о том, что каждый выживал как мог. Я там жила, и я знаю, как это было…»