Сколько разных образов увидит зритель в сериале?
Я даже не пыталась сосчитать — если брать только десять главных персонажей, каждому из них было изготовлено не менее десяти костюмов, учитывая, что многие из них появляются в разных возрастах, соответственно, полностью меняя гардероб, цвет и стиль одежды. То есть, одеть надо было с ног до головы — многослойная верхняя одежда, рубахи, штаны, обувь, головные уборы, кушаки, воротники и так далее. У многих персонажей из окружения главных героев, эпизодников, было по 5-6 костюмов, они тоже были представлены в разные периоды жизни. Стрелецкий полк одели в красные кафтаны, опричников — в черные. Горожане, крестьяне, служилые люди, многочисленная массовка… Татарские послы, крымское войско, ногайцы, которые по одежде отличались от крымчаков: чалмы, халаты. Доспехи военачальников делали по музейным образцам, индивидуально заказывали мастеру в Туле. Словом, учитывая и то, что мы шили специально для фильма, и то, что арендовали или использовали из наследства «Годунова», счет превышают тысячу. Но если говорить о том, что мы создали исключительно для «Грозного» — это сотни и сотни, не могу подсчитать точнее, не хотелось бы преувеличивать. Но и преуменьшать тоже не имеет смысла.
Были какие-то особенные сложности на съемках?
У нас в этом сериале очень много было крови, много разорванной одежды, много каскадеров и трюков. Пришлось шить какое-то огромное количество костюмов для дублей. Во время съемки пожаров очень многое надо было продумать с технической стороны. Допустим, шьем два одинаковых костюма, один из которых можно сжечь, но при этом он должен быть защитным. Каскадеров одевали по их просьбе в многослойные кафтаны — все-таки трюки с пламенем опасны. На съемках пришлось пройти не только огонь, но и воду. В фильме есть сцена, когда полностью одетые стрельцы прыгают в реку. Вот и представьте: все мокрые с головы до ног, а нужен еще один дубль! Надо быстро переодеть всех в сухое, а мокрые кафтаны срочно просушить на случай еще одного дубля. И ведь прыгал не один стрелец, их был целый отряд! Батальные сцены были особенно сложными — приходилось бесконечно фактурить. У нас режиссер требует правды жизни, а на войне без крови и грязи не обойдешься. Работа была сложной, серьезной, объемной, а творческая задача — интересной. Насколько все удалось — судить, конечно, зрителю.
Вы одевали героев «Софии» и «Годунова». Чем отличается сериал «Грозный», как шла подготовка к нему?
Как мне кажется, еще более подробно, чем к сериалу «София». Хотелось изменить художественный образ костюма, обновить его, чтобы не повторяться. Для нас открыли запасники Исторического музея, мы подробно изучали подлинники, оригиналы и вживую видели и даже трогали эти ткани. Вот власяница Грозного – это такая груботканая монашеская одежда для усмирения плоти, их шили из верблюжьего волоса, из овечьей шерсти. Грозный носил власяницу во второй половине жизни, когда он уже ввел опричнину, и они приняли монашеский устав. Мы сшили копию настоящего оригинала. Видели мы и знаменитый халат Ивана Грозного, который входит во все учебники, в каталог Исторического музея. Это лимонного цвета, яркий, шелковый, стеганый халат, на льняной подкладке василькового цвета. Удивительно, как он сохранил свой цвет — очень яркий, сочный, прямо лимон, ярче просто невозможно представить. Видели и саккосы — церковные облачения, которые превосходно сохранились, и тоже все яркие, даже каких-то кричащих тонов. Одежду тогда берегли, всё носили по сто лет, передавали из поколения в поколение, особенно царское платье.
Но вы решили, в отличие от предков, обновить гардероб и переодеть героев?
Мы же все-таки снимаем кино! В этот раз ткани закупали в основном в Москве, искали по разным магазинчикам. Я уже знаю места, где можно найти интересные вещи, историчные. Мы решили уйти от пестрых узорных тканей в основе, старалась использовать однотонные ткани, и на них — красивые акценты, детали, элементы, вышивки, пуговицы, застежки-разговоры, перстни, наручи. У нас все аскетично, но стильно и роскошно. Аскетизм роскоши.
Чем отличался мужской костюм от женского в ту эпоху?
Крой одинаковый, собственно, что у женского, что у мужского костюма. Естественно, женщины не носили никаких штанов или портов. Верхняя и нижняя одежда напоминала многослойный кокон, что у мужчин, что у женщин. Но выглядели они все-таки по-разному. Перстни носили мужчины, женщины носили жемчуга, они очень популярны были на Руси, — особенно мелкий речной жемчуг. Из него делали бусы, длинные тяжелые серьги. Но мы их не увидим в фильме: такие серьги были только у замужних женщин, а у них все скрыто под головным убором — и волосы, и уши. Только у девиц увидим сережки, маленькие, скромные, изящные. И у женщин, и у мужчин украшением были пуговицы, застежки-разговоры, петлички, вышивки, аппликации, одежду расшивали растительным орнаментом. Головные уборы очень различались. У женщин всегда покрытая голова, если они замужем. Простой женский головной убор называется повойник, а самый нарядный — кокошник. У девицы незамужней — венец, полоска на голове, украшенная бусинами, вышивкой.В фильме «Грозный» на царских смотринах все девицы — в венцах разной степени красоты: у кого-то посложнее, у кого-то попроще. Будущая царица Анастасия Романовна (Татьяна Лялина) у нас, конечно, выделяется — она одета не столько богато, сколько красиво, со вкусом. Среди других невест она как лучик света. И поэтому костюм у нее тоже такой — легкий, невесомый, бирюзовый.
А как одевается главный герой Иван Грозный в исполнении сразу двух актеров — Александра Яценко и Сергея Маковецкого?
Мы хотели разделить их по свету: сначала образ Грозного был светлым, а после смерти Анастасии становился все более и более темным. Пока цвет не гас окончательно, переходя в полную черноту. И ткани его костюма становятся грубее и проще. У нас есть даже такой кадр, когда два Грозных встречаются: один мрачный, темный, мятущийся и другой — светлый, золотистый, красивый. Еще полный надежд.
Какие образы вы считаете самыми яркими?
Вторая жена Грозного, Мария Темрюковна (Милена Радулович) — полная противоположность Анастасии. Костюм у нее, мне кажется, сложился. Сначала я ломала голову — как совместить, это же должен быть полурусский, получеркесский костюм. И нашли образ: она у нас ходит в сарафане, но сарафан подпоясан красивым изящным пояском, с металлическими элементами, что сразу придает костюму восточный акцент. Мария у нас часто меняла шелковые рубахи, дома носила шаровары, то красные, то горчичные. Темрюковне достались разнообразные широкие браслеты, которые дожидались еще с «Годунова», когда я скупала драгоценности Гранд-базара в Стамбуле. Тогда мы не нашли им применения, а сейчас они прямо очень пригодились для Марии.
А какие «говорящие секреты» у мужских костюмов?
У каждого есть свой секрет. Вот, допустим, рядовые опричники одеты во всем одинаковом. И Малюта Скуратов (Виктор Сухоруков), хоть и воевода опричный, одет как простой солдат. Он не кичится своим положением, не подчеркивает его, он верный пес царя. А у верхушки — Вяземского, Басмановых — богатые наряды, узорные ткани, особенно у Федора Басманова, модника и щеголя. Мы даже заказывали ему серьгу в ухо, с намеком на некую двойственность персонажа. Виктор Добронравов, конечно, молодец. Мне очень понравилось, как он работает. Для Федора Басманова пришлось сшить три варианта одинаковых рубах и два одинаковых кафтана. Была сцена, когда он вскакивал на стол, разрывал рубаху, заливал вином и сбрасывал ее. Это было очень тревожно для нас, потому что было сшито три одинаковых рубахи, а вдруг дублей понадобилось бы больше? Но Виктор все сделал хорошо с одного дубля! Еще очень много зависит от того, насколько актер умеет носить костюм. Вообще русский костюм сложный, не каждому пойдет. Чтобы не сделать актера немножко смешным, всегда надо очень тонко рассчитывать все размеры. Особенно с шапками все сложно. Удивительно, но в этот раз, на съемках «Грозного», хорошо пошли в ход высокие горлатные шапки, которые носили думные бояре. Дело в том, что у нас появился актер Никита Панфилов, который играет боярина Ивана Череднина. И ему горлатная шапка просто удивительно идет! Ну, и нам удалось угадать с высотой и диаметром шапки. Череднину она вообще идеально подходит, и другим боярам шапки начали идти. Режиссеру так понравилось, он даже удивлялся — как они стали красиво смотреться. То же самое можно сказать про князя Курбского. Константину Крюкову прекрасно подошел его костюм! На нем все смотрится и богато, и органично. В его щегольском наряде есть намеки на иностранный манер. Курбский носит жилеты, что было нетипично для русского костюма. На жилете металлические круглые застежки на цепочке, со львами — тоже европейские. Это сразу дает такой особый акцент. И даже опашень (кафтан с прорезями в рукавах) у него особенный. На этом опашне у Курбского — воротник квадратной формы, что вообще в русском костюме почти не встречалось. Все в деталях!
Фото: пресс-служба телеканала «Россия»