Знаменитый рекордсмен Федор Конюхов 17 раз пересек Атлантику, первым в мире достиг пяти полюсов Земли, совершил в одиночку кругосветное плавание и полет на воздушном шаре. Путешественнику нравилось по 300 дней не бывать дома, но при этом он сумел создать семью, а как уголок спокойствия — собственную деревню.
Среди мотивов, толкающих на рекорды и покорение гор и морей, Конюхов назвал любознательность и амбиции – личные и за Родину. При этом психологи отмечают, что основные причины тяги к экстриму связаны с недостатком сильных впечатлений, желанием обмануть смерть и доказать что-то обществу и самому себе.
Каковы на самом деле причины тяги рисковать и заниматься экстремальными видами спорта? Какой тип людей может серьезно подсесть на экстрим, словно на наркотик?
«Адреналинозависимость может быть как результатом психологической травмы, так и особенностью характера, - пояснила Любовь Розенберг. - Чаще всего это даже совпадает. К примеру, дети, воспитывающиеся в гиперопекающей семье, не имеющие права принимать какие-то решения, выходя в мир (наверное, я больше говорю о своих Пацанках), находятся в абсолютном шоке перед тем выбором свобод, который является во взрослой жизни. При этом они остаются незрелыми личностями в том смысле, что нет каких-то точных определений и понимания собственной безопасности, потому что это за них делали родители.
В этом случае человек кидается в кардинальные, ранее ему запрещенные способы жизни. Это девочки, которые любят лазить по крышам, деревьям, висеть на балконах, и не всегда это заканчивается хорошо. Также это люди, которые не могут найти адекватной реализации в жизни, подвижные, гиперактивные, в том числе и страдающие синдромом дефицита внимания. Они ищут способ получения удовольствия через выброс адреналина.
Причин адреналинозависимости много, но исход один: рискуя жизнью, причем, как люди сами заявляют, испытывая огромный страх, но не тот, что заставляет других больше никогда не повторять опасных трюков, экстремалы ощущают выброс серотонина и дофамина. Возникает дофаминовая ловушка, когда уже планируя что-то сверхрискованное, они получают огромное удовольствие. Это засасывает, хочется повторить. Думаю, и Конюхов предрасположен к подобному. При этом очень много положительного в таких людях, что не боятся рисковать и рискуют не только ради себя, а в целях прославления и защиты Родины. Это особая категория людей, которых есть за что уважать, но, безусловно, их способ жить — это ходить по острию ножа».
Экстрим — дело семейное
Елена Летучая увлеклась горными лыжами и сноубордом благодаря мужу и подчеркивала, что экстремальный спорт стал общим вектором, помогающим сохранять здоровый брак. Так можно ли сказать, что если влюбленные разделяют страсть к экстриму, это действительно укрепляет отношения и способствует минимизации конфликтов в семье?
«Да, конечно, экстрим в семье помогает выбросить накопившееся напряжение и избежать конфликтов, - подтвердила психолог проекта «Новые пацанки». - Увлечение сноубордом, снегоходами и т.д. обеспечивает больший комфорт и понимание между партнерами, чтобы, объединяясь в экстремальных видах спорта, легче проходить через кризисы. Но это не панацея, нельзя сказать обо всех браках, что если пары занимаются экстримом, то эти союзы более стабильны и долгосрочны.
Кто-то из партнеров может быть реально увлеченным и адреналинозависимым, а второй присоединяется к нему, чтобы находиться рядом, выразить любовь. Надолго этого не хватает, и в конце концов, именно ведомый, а не ведущий партнер устает, перегорает, и эти увлечения сами по себе могут привести к конфликтам, когда один уже ничего не хочет, а второму – подавай прыжки с парашютом и восхождение на Джомолунгму».
Летучая не рассказывала поклонникам об опасных ситуациях во время занятий спортом, а вот Конюхов не скрывал, что не раз оказывался в шаге от смерти, находясь в путешествиях. К сожалению, некоторым любителям риска избежать трагического финала не удалось — 19 января 2022-го звезда французского кино Гаспар Ульель погиб в горах, врезавшись в другого лыжника. 37-летний актер пренебрег техникой безопасности, катаясь без шлема, что и стало причиной драмы.
Александр Колтовой, помимо сноуборда, обожал управлять частными самолетами, но в 2020-м из-за неисправности на подходе к селу Томилино его Piper Sport вошел в пике и ударился о землю. «Теперь все небо твое и ты среди звезд. Мы глубоко скорбим вместе с твоей семьей и близкими и запомним тебя таким», — говорилось в обращении в последней программе «Звезды сошлись» на НТВ с участием ведущего.
У Ульеля остался маленький сын, у Колтового – дочка, ну а звезда «Ментовских войн» Алексей Завьялов и вовсе оставил наполовину сиротами двоих детей – актер погиб в 2011-м, когда, совершая свой восьмой прыжок, неожиданно столкнулся с другим парашютистом в 20 метрах от земли.
Те, кто знал Завьялова, удивлялись, как вообще такой тонкий артист, загадочный и похожий на поэта, мог заниматься экстримом. Правда, вдова актера отмечала, что в последний год Алексей мало снимался, находился во внутреннем поиске и словно отторгал профессию. Не видели «типичного» экстремала и в меланхоличном сдержанном Ульеле…
Возможно ли, что как раз поиски себя, разочарование в профессии или экзистенциальный кризис толкают людей на занятия экстремальным спортом?
«Я бы сказала, что не поиски себя, а скорее – способ остаться живым, как ни странно это звучит, - уточнила гештальт-терапевт. - Люди востребованные, известные в период снижения популярности впадают в депрессивное состояние, и тогда, естественно, человек будет искать яркие выплески эмоций, которые он набирал в прежней жизни. Необходим некий суррогат, компенсация. Я рекомендую клиентам в подобные периоды найти способ максимального получения удовольствия через спорт, двигательную активность, занятия новым интересным делом. Занятия спортом при должной нагрузке обеспечивают достаточный уровень серотонина – гормона счастья, в этом отношении – это способ сохранить свою активность, найти себя в чем-то другом, компенсировать недостаток энергии, которую они получали.
Я много работала в программе «ДНК» именно тогда, когда Саша Колтовой был ведущим. Безумно обаятельный, красивый, интеллигентный мужчина, когда я узнала, для меня это тоже было ударом. Но если разбирать с точки зрения психологии, он был максимально сдержанным, включенным в ведение программы. Думаю, его собранность была следствием того, что в его жизни были экстремальные виды спорта. Бывает, что наши увлечения заканчиваются трагически, но когда человек идет на риск, он думает не о смерти, а об удовольствии от жизни».
Бесполезные уговоры и неподходящие тренинги
Семьи всегда переживают за жизни экстремалов, особенно, если у них подрастают маленькие дети. Можно ли отговорить адреналинозависимых людей от чрезмерных рисков и заменить их хобби чем-то более безопасным, или же это путь к скандалам и разводам?
«Мы не имеем права вмешиваться в жизнь любимых людей. Членам семьи нужна поддержка, потому что именно она поможет человеку найти выход из критической ситуации, моментально сконцентрироваться и принять меры для положительного исхода. Какие другие выходы могут найти адреналинозависимые? Это и алкоголизм, и наркомания, потому что по уровню получения гормона счастья с экстримом для них сравнятся только химические суррогаты.
Да, дети могут остаться без одного родителя, но лучше ли, если этот родитель будет расстроен, в депрессии или с химической зависимостью? На грани риска находится вся семья, но обычно еще у истоков ее создания видно, какой человек. Чем лучше мы узнаем партнеров до брака, тем легче нам принять их такими, какие они есть, и это правильно. Беречь друг друга, безусловно, нужно, но заставлять быть другим, таким, как нам удобно, мы не имеем права», - резюмировала наш эксперт.
В последнее время элементы экстрима часто используют в тимбилдинге: желая сплотить погрязший в рутине коллектив, начальник нанимает организаторов тренингов, которые устраивают сотрудникам офиса настоящую шоковую терапию — например, команду вывозят в лес, где их ждет минимум инвентаря и задачи построить плот и переплыть реку, соорудить жилище из подручных средств и, в общем-то, выжить в непривычных условиях.
Вот только совместно пережитый стресс не всегда учит коллектив взаимовыручке, возможен и обратный результат — деление команды на неудачников и лидеров, где у первых возникают серьезные проблемы с коллегами. Так можно ли предугадать негативный исход? И представителям каких профессий точно не подойдет экстремальный тренинг?
«Есть компании, которые сплотились таким образом, но не в единый коллектив: выделяются отдельные группы, которые легко справляются, которым психологически и физически такой способ сближения подходит; и обязательно выделятся те, кого вне зависимости от результатов работы зачислят в разряд неудачников, что приведет к достаточно тяжелому конфликту. Набирать только сильных и умелых, кто сможет поставить палатку в лесу и выжить в мороз, актуально, может быть, для команд МЧС, спецслужб, но в обычной жизни и в офисных коллективах важны именно профессиональные навыки и компетенции.
Риск сближает, в бою проверяются, поговорка про поход в разведку имеет место быть, но, слава Богу, нам не надо каждый день ходить в разведку и проверять, насколько ваш коллега достоин быть с вами в самых тяжелых ситуациях. Нужно предлагать разные способы сближения, где может быть как экстрим, так и интеллектуальные игры, путешествия в прекрасные отели на берегу моря. Чем разнообразнее отдых, тем ярче проявляются особенности членов команды. Задача руководителя — найти подход к каждому сотруднику, понять, чем он интересен, за что его можно ценить, через это сплачивать коллектив, понимая, что все мы разные», — подытожила Любовь Розенберг.