Порой ностальгия накрывает словно цунами. Мы начинаем вспоминать молодость и думать о том, как же хорошо жилось в советские времена, на которые она выпала у многих из нас. Хронический дефицит и длинные очереди пусть и остаются в памяти, но все же не так ярко как те предметы, ради которых приходилось все это переживать. Кто с теплотой не вспоминает громоздкие шкафы-стенки или ковры, которые считались настоящей гордостью? А хрустальные люстры или фарфоровые сервизы?
Список этих драгоценностей можно перечислять долго. Несмотря на то, что некоторые были готовы отдать последние деньги за заветную вещь, в этой непростой охоте им могли помочь только связи. Остальным же приходилось довольствоваться тем, что стояло на прилавках. Совсем не редко происходили случаи, когда интерьер квартир у многих оказывался совершенно одинаковым, ведь о многообразии выбора товаров в те годы никто не мог даже мечтать. Это нам доказала кинолента Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». А помните ли вы, как жили другие киногерои?
«Москва слезам не верит»
Квартира главной героини фильма «Москва слезам не верит» режиссера Владимира Меньшова Кати Тихомировой находится в доме из желтого кирпича — «генеральском». Тогда их строили исключительно для советской элиты среднего звена, которая пока еще не доросла до Котельнической набережной. Но даже такой высокий статус совершенно не располагал просторной планировкой. В узком коридоре с пестрыми шоколадно-ванильными обоями расположились две двери, ведущие в ванную комнату и туалет. На стене висит классический бра и стоит изысканный диван с гнутой спинкой и ножками — в те годы он был настоящей редкостью и встречался далеко не у каждого.
А вот спальня и гостиная были совмещены. В этой относительно просторной комнате стоял круглый стол с граненой вазой, за которым традиционно собирались гости по большим праздникам. Что касается хрустальной посуды, то, вероятнее всего, никто из нас до сих пор не забыл, какой же редкостью она была. Зачастую хозяева хранили ее за стеклом серванта, защищая таким образом от пыли, но при этом выставляя на показ. Такой посудой редко, когда пользовались. В большинстве случаев она просто играла роль музейного экспоната. Не обошлось в квартире Кати Тихомировой и без статусного югославского шкафа-стенки. Какой же это был престижный предмет мебели! Люди годами стояли в очередях за громоздким комплексом со множеством ящичков, регулярно отмечались и несколько лет откладывали на него деньги. Из мягкой мебели в квартире героини находился не только раскладной диван (помните, как она на него ругалась?), но и кресла, которые сегодня уже становятся настоящей редкостью. Рядом с окном расположился торшер, в наши дни он вновь набирает обороты популярности. Его цвет гармонирует со шторами и обоями в полоску.
Самым душевным помещением является кухня. Навесные шкафы, стол-тумба с распашными дверцами, небольшой столик, хлипкие табуретки и миниатюрный пластиковый гарнитур, который едва помещался на скромной площади, — были неотъемлемой частью многих советских квартир. Переносной телевизор с телескопической антенной давал не очень хороший сигнал, но это мало кого останавливало от покупки. Главным показателем высокого благосостояния героини была качественная посуда. Все-таки подавать в будний день блюда на красивых тарелках, под которые еще к тому же подложены салфетки, — считалось явным признаком налаженного, обеспеченного быта. В целом, квартира женщины обставлена изысканно и со вкусом. Ее жилье по праву можно назвать идеальным, тем самым, о котором в те далекие годы мечтали многие.
«Иван Васильевич меняет профессию»
Советская комедия, снятая по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич», в свое время стала настоящим феноменом, побившим рекорды в прокате. Действия киноленты происходили в самом обыкновенном жилом многоквартирном доме по адресу: город Москва, улица Новокузнецкая, дом 13. Зигзагообразная постройка из розового кварца создавала яркий контраст с той эпохой, в которую жил Иван Грозный. Только вот сама квартира была воссоздана в павильонах «Мосфильма».
Итак, как же выглядело жилище простого ученого? Оно состояло из большой комнаты, кухни, прихожей и кабинета с… машиной времени! Согласитесь, такие чудо-агрегаты встречаются в домах далеко не у каждого. Только вот несмотря на довольно большую площадь, квартира Шурика выглядела гораздо скромнее, чем та, в которой жил его сосед-стоматолог Шпак. Импортные камеры, магнитофоны, коллекция хрусталя и антикварная мебель в те годы были настоящей гордостью, которую мало кто мог себе позволить. У героя Демьяненко же все было куда проще: примитивные по форме вазы из цветного стекла, аквариум с рыбками, абажур из полихлорвинила, который уже пришел в негодность, полки из ДСП, белый кухонный гарнитур, однодверный холодильник и черно-белый телевизор «Рубин-106». На стене можно заметить плакаты с изображением Зиночки. В целом, все оформлено по лучшим законам советской классики.
«Афоня»
Вы же помните, как выглядела запущенная хрущевка советского тунеядца, главного героя одноименного фильма «Афоня» режиссера Георгия Данелии? Съемки картины проходили в Ярославле. Там, в одной их самых обыкновенных брагинских пятиэтажек, отдельную служебную квартиру получил слесарь-сантехник Афанасий Борщов. Интерьер жилища, конечно, оставлял желать лучшего: одинокая лампочка на потолке, разбитое зеркало, дырявые торшеры, частично отвалившаяся плитка, отклеившиеся обои в цветочек и потертый паркет «елочка».
Кажется, что в этом доме совершенно нечем дышать и многие хозяйки, пусть и с улыбкой смотря эту киноленту, горели желанием отмыть все вековые пятна и собрать мусор, разбросанный по полу. Грязный выключатель, давно не крашеный дверной проем, рваный плакат на стене — согласитесь, далеко не самые уютные элементы кухни. А помните забавные вырезки фотографий девушек над раковиной в ванной комнате? Раньше ими любили украшать холодильники, кафель и дверцы шкафов, но Афоня решил, что самое место им будет рядом с разбитым зеркалом и умывальником.
Интерьер начинает казаться особенно угнетающим в сравнении с жильем других персонажей фильма. Например, как выглядели апартаменты астронома, работающего в планетарии? Чего стоит только огромное количество книг на полках и импортная мойка, которую как раз-таки главный герой и нагло украл у своего товарища. Или комфортные квартира Елены Орловой и комната Кати Снегиревой? На их фоне берлогу Афони по праву можно назвать обидным словом «клоповник».
«Бриллиантовая рука»
Сколько раз вы смотрели культовую комедию Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука»? Наверняка пересчитать по пальцам не получится. А потому мы с закрытыми глазами можем не только угадать, что будет происходить в следующей сцене, но и как свою родную, помним хрущевку Горбунковых в Сочи. Тесный коридор, скромная кухня и небольшая комната считались настоящей гордостью всех тех, кто наконец распрощался с коммуналками и получил собственное жилье. Герои жили на третьем этаже пятиэтажки на Донской улице. Интерьер старшего экономиста «Гипрорыбы» был достаточно скромным. В гостиной стоял сервант, в котором за стеклянными дверцами ютилась посуда, черно-белый телевизор «Старт-3», несколько стульев с красной обивкой и статуэтки в качестве украшений.
По современным меркам интерьер кажется достаточно скромным, но для 1960-х годов он был вполне себе стильный и актуальный. Горбунковы даже претендуют на звание знатоков моды благодаря полированному столу, сервизу «Ландыши» Рижской фарфоровой фабрики и лакированному паркету. А помните спрятавшийся за шторами на подоконнике аквариум без рыбок? Вода в нем была такая мутная, что казалось, хозяева постоянно забывали за ним ухаживать, поэтому и жителей там совсем не видно.
«Девчата»
Казалось бы, о каком уюте может идти речь, когда разговор заходит об общежитии? Оказывается, это вполне возможно. В этом мы убеждаемся благодаря картине режиссера Юрия Чулюкина «Девчата». Видно, что девушки потрудились над созданием комфорта в своем жилище. Как бы сказали современные оформители, они даже грамотно зонировали помещение с помощью разноцветной шторки, за которой спрятался умывальник и другие хозяйственные мелочи.
Посередине комнаты у тружениц расположился большой стол — тот самый, за которым Тося Кислицына угощалась разными вкусностями. В одном уголке приютился небольшой открытый стеллаж с большим количеством книг, а с другой — тумбочка с двумя дверцами, на которой сверху была расстелена небольшая салфетка с вышивкой. Железная кровать с самым обыкновенным покрывалом, полупрозрачный тюль и люстра, на которую сверху наброшена ткань, чтобы свет не слишком резал глаза, портрет Александра Сергеевича Пушкина на стене и узорчатая дорожка, — все эти элементы были в ответе за уют.