*Татьяна Лазарева признана иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ от 22.07.2022.
Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Лазаревой Татьяной Юрьевной либо касается деятельности иностранного агента Лазаревой Татьяны Юрьевны. 18+
Ведущая Аврора несколько лет назад рассказывала, что ее дочь-подросток не всегда замотивирована на прилежную учебу, и помогает это исправить материальное вознаграждение.
«Мы даже переходили на систему оплаты хороших оценок в третьем-четвертом классах. Потом перешли на систему накопления денег на подарки... Человек с детства приучается к тому, что трудится, что его труд оплачивается. Это прекрасно, на мой взгляд. Мы еще и социальное неравенство взращиваем: показываем на какого-нибудь бомжа на улице и говорим: «Вот, он не учился в школе!» Ну а что делать? Приходится разными способами заинтересовывать ребенка и стимулировать его к учебе», - признавалась теледива.
Среди физических факторов школьной неуспеваемости выделяют ослабленность организма, хронические заболевания, нарушения слуха и зрения и нервно-психические расстройства; среди социальных — отсутствие в воспитании ребенка одного или обоих родителей, плохое материальное обеспечение и условия жизни, образовательного и культурного уровня близких, ошибки в воспитании. Но каковы же психологические причины?
Психологические причины неуспеваемости ребенка связаны с его дискомфортом в школе. Сюда можно отнести достаточно много факторов:
Отсутствие контакта с учителем. Особенно в первом классе. Ребенок привыкает к роли ученика, к новым обязанностям и очень важно, чтобы учитель стал «второй мамой» — понимающей, поддерживающей и дающей возможность спокойно адаптироваться в школе. «Я считаю, что от первого учителя зависит в целом успеваемость ученика. Если ребенок почувствует вкус к учебе, получит интерес и поддержку в своем стремлении получать знания, то в дальнейшем будет с удовольствием осваивать школьную программу. Правда это не про оценки, а про знания… Я не объединяю эти понятия», — уточнила Любовь Анатольевна.
Слабая адаптивность самого ребенка к изменениям, к социализации. Ребенок может тяжело находить друзей, чувствовать себя инаковым, одиноким, непринятым. Чаще всего это связано с закрытой семейной системой, гиперопекающими родителями и т.д.
Переходный возраст, когда у подростка появляется потребность в индивидуализации, сепарации от родителей и отрицании ценностей, диктуемых мамой и папой. К ним как раз и относятся установки на отличную учебу, чтобы вырасти «нормальным человеком».
Скрытые психоэмоциональные травмы ребенка, когда он боится рассказать что-то родителям, не видит опоры и понимания от учителей. Сюда можно отнести буллинг, обесценивание переживаний школьника родителями, насилие, травлю и так далее.
Правильно ли мотивировать ребенка покупкой гаджетов или карманными деньгами?
Как еще можно мотивировать школьника на улучшение успеваемости?
Не брать родителям всю ответственность за успеваемость ребенка на себя. Ведь правда зачастую складывается впечатление, что маме и папе школьные оценки нужнее, чем сыну или дочери. Делегируйте эту ответственность детям, как бы сложно это не было.
Обращайте внимание на эмоциональное состояние ребенка и создавайте атмосферу искренности. Прислушивайтесь к словам ребенка. Верьте ему.
Разрешите детям больше внимания и усилий отдавать изучению любимых предметов и не требуйте одинаковой успеваемости по всем предметам. Ваши дети не роботы и у них могут быть приоритеты и склонности к определенным направлениям знаний.
К каждому ребенку Татьяна Лазарева* подбирала индивидуальный подход, однако все трое учились за границей. Ведущая заключила, что российское образование не дотягивает до необходимого уровня, так что отдала детей в английское учреждение, где качество преподавания нравилось ей больше, а каждую неделю поступали подробные отчеты об обучении наследников.
«Я забрала из отечественной системы образования, потому что тогда это для меня было единственным выходом. Ребенок для меня — индивидуальная персона, личность, к каждому нужно находить подход. А в школе его делают участником конвейера. Я сопротивлялась этому», — подчеркивала Лазарева.
В каких случаях ради стимулирования успеваемости действительно стоит перевести ребенка в другую школу? Или же это не панацея, способная решить проблемы в обучении и замотивировать на что-либо?
«Для стимулирования успеваемости ничего не нужно делать. А вот для создания оптимально благоприятных условий формирования разносторонней личности и получения знаний — можно и в другую школу перевести, и дать дополнительное образование в интересующей сфере, и перевести на дистанционное обучение. В нашей системе образования на самом деле есть очень много законных способов получения обязательного общего образования.
Обязательно нужно принять меры и перевести ребенка в другую школу, если в отношении него есть предвзятое отношение от учителей или детей. Если вашего ребенка не понимают и не принимают, если это грозит его ментальному или физическому здоровью», — уверена Любовь Розенберг.
Резонансная ситуация произошла в апреле в Пензенской области: девятилетний школьник поругался с мамой, заставлявшей его выполнить домашнее задание. Когда родительница ушла в магазин, наказав сделать уроки к ее возвращению, ребенок отправил смс. «Можешь все мои игрушки отдать старшему брату Никите и уроки со мной можешь больше не учить», — заявил мальчик, перед тем как покончил с собой.
Порой учеба доставляет ребенку массу стресса, что может привести к катастрофическим последствиям. Как определить, что давление необходимо немедленно снизить и есть риск трагического исхода?
Стоит ли вообще помогать детям с «домашкой», или они должны с самого старта приучаться самостоятельно отвечать как за уроки, так и за ответы на занятиях?
«Помогать детям делать домашние задания нужно, но заставлять и стоять над испуганным ребенком как „карающая рука“ — бесполезно. Когда ребенок боится, он перестает соображать, и то, с чем школьник легко справится в спокойном состоянии, для него невозможно в стрессе. Приучайте ребенка к режиму. Научитесь объяснять непонятное в игровой форме. Давайте поддержку и одобрение самостоятельности ребенка. Стимулируйте его ответственность и не забывайте дарить любовь и заботу независимо от оценок, которые школьник приносит из учебного заведения», — резюмировала наш эксперт.