Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Лазарева* забрала ребенка из российской школы, Аврора платила за оценки. Психолог о детской успеваемости

Каждая мама хочет, чтобы дочь или сын добились лучшего в жизни. Как правило, под критерий успеха подводят учебу на положительные отметки. Но что, если ребенок недостаточно прилежен или вовсе не видит смысла в выполнении монотонных домашних заданий? Спросим у психолога «Новых пацанок» Любови Розенберг.

27 августа 2023 06:3089 476

*Татьяна Лазарева признана иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ от 22.07.2022.

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Лазаревой Татьяной Юрьевной либо касается деятельности иностранного агента Лазаревой Татьяны Юрьевны. 18+

Лазарева* забрала ребенка из российской школы, Аврора платила за оценки. Психолог о детской успеваемости
Татьяна Лазарева

Ведущая Аврора несколько лет назад рассказывала, что ее дочь-подросток не всегда замотивирована на прилежную учебу, и помогает это исправить материальное вознаграждение.

«Мы даже переходили на систему оплаты хороших оценок в третьем-четвертом классах. Потом перешли на систему накопления денег на подарки... Человек с детства приучается к тому, что трудится, что его труд оплачивается. Это прекрасно, на мой взгляд. Мы еще и социальное неравенство взращиваем: показываем на какого-нибудь бомжа на улице и говорим: «Вот, он не учился в школе!» Ну а что делать? Приходится разными способами заинтересовывать ребенка и стимулировать его к учебе», - признавалась теледива.

Среди физических факторов школьной неуспеваемости выделяют ослабленность организма, хронические заболевания, нарушения слуха и зрения и нервно-психические расстройства; среди социальных — отсутствие в воспитании ребенка одного или обоих родителей, плохое материальное обеспечение и условия жизни, образовательного и культурного уровня близких, ошибки в воспитании. Но каковы же психологические причины?

Лазарева* забрала ребенка из российской школы, Аврора платила за оценки. Психолог о детской успеваемости
Ведущая и ее муж Алексей Трейман назвали дочку Авророй

Психологические причины неуспеваемости ребенка связаны с его дискомфортом в школе. Сюда можно отнести достаточно много факторов:

  • Отсутствие контакта с учителем. Особенно в первом классе. Ребенок привыкает к роли ученика, к новым обязанностям и очень важно, чтобы учитель стал «второй мамой» — понимающей, поддерживающей и дающей возможность спокойно адаптироваться в школе. «Я считаю, что от первого учителя зависит в целом успеваемость ученика. Если ребенок почувствует вкус к учебе, получит интерес и поддержку в своем стремлении получать знания, то в дальнейшем будет с удовольствием осваивать школьную программу. Правда это не про оценки, а про знания… Я не объединяю эти понятия», — уточнила Любовь Анатольевна.

  • Слабая адаптивность самого ребенка к изменениям, к социализации. Ребенок может тяжело находить друзей, чувствовать себя инаковым, одиноким, непринятым. Чаще всего это связано с закрытой семейной системой, гиперопекающими родителями и т.д.

  • Переходный возраст, когда у подростка появляется потребность в индивидуализации, сепарации от родителей и отрицании ценностей, диктуемых мамой и папой. К ним как раз и относятся установки на отличную учебу, чтобы вырасти «нормальным человеком».

  • Скрытые психоэмоциональные травмы ребенка, когда он боится рассказать что-то родителям, не видит опоры и понимания от учителей. Сюда можно отнести буллинг, обесценивание переживаний школьника родителями, насилие, травлю и так далее.

Лазарева* забрала ребенка из российской школы, Аврора платила за оценки. Психолог о детской успеваемости
Татьяна Лазарева выступала за индивидуальный подход в воспитании детей

Правильно ли мотивировать ребенка покупкой гаджетов или карманными деньгами?

Любовь Розенберг

«Если материальные стимулы работают, то их можно использовать, но все-таки осторожно, чтобы детско-родительские отношения не переросли во взаимовыгодные».

Как еще можно мотивировать школьника на улучшение успеваемости?

  • Не брать родителям всю ответственность за успеваемость ребенка на себя. Ведь правда зачастую складывается впечатление, что маме и папе школьные оценки нужнее, чем сыну или дочери. Делегируйте эту ответственность детям, как бы сложно это не было.

  • Обращайте внимание на эмоциональное состояние ребенка и создавайте атмосферу искренности. Прислушивайтесь к словам ребенка. Верьте ему.

  • Разрешите детям больше внимания и усилий отдавать изучению любимых предметов и не требуйте одинаковой успеваемости по всем предметам. Ваши дети не роботы и у них могут быть приоритеты и склонности к определенным направлениям знаний.

Лазарева* забрала ребенка из российской школы, Аврора платила за оценки. Психолог о детской успеваемости
Дочь Лазаревой Соня долгое время оставалась в России, но в прошлом году перебралась в Испанию

К каждому ребенку Татьяна Лазарева* подбирала индивидуальный подход, однако все трое учились за границей. Ведущая заключила, что российское образование не дотягивает до необходимого уровня, так что отдала детей в английское учреждение, где качество преподавания нравилось ей больше, а каждую неделю поступали подробные отчеты об обучении наследников.

«Я забрала из отечественной системы образования, потому что тогда это для меня было единственным выходом. Ребенок для меня — индивидуальная персона, личность, к каждому нужно находить подход. А в школе его делают участником конвейера. Я сопротивлялась этому», — подчеркивала Лазарева.

В каких случаях ради стимулирования успеваемости действительно стоит перевести ребенка в другую школу? Или же это не панацея, способная решить проблемы в обучении и замотивировать на что-либо?

Лазарева* забрала ребенка из российской школы, Аврора платила за оценки. Психолог о детской успеваемости
Предвзятое отношение одноклассников или педагогов может снизить успеваемость

«Для стимулирования успеваемости ничего не нужно делать. А вот для создания оптимально благоприятных условий формирования разносторонней личности и получения знаний — можно и в другую школу перевести, и дать дополнительное образование в интересующей сфере, и перевести на дистанционное обучение. В нашей системе образования на самом деле есть очень много законных способов получения обязательного общего образования.

Обязательно нужно принять меры и перевести ребенка в другую школу, если в отношении него есть предвзятое отношение от учителей или детей. Если вашего ребенка не понимают и не принимают, если это грозит его ментальному или физическому здоровью», — уверена Любовь Розенберг.

Лазарева* забрала ребенка из российской школы, Аврора платила за оценки. Психолог о детской успеваемости

Резонансная ситуация произошла в апреле в Пензенской области: девятилетний школьник поругался с мамой, заставлявшей его выполнить домашнее задание. Когда родительница ушла в магазин, наказав сделать уроки к ее возвращению, ребенок отправил смс. «Можешь все мои игрушки отдать старшему брату Никите и уроки со мной можешь больше не учить», — заявил мальчик, перед тем как покончил с собой.

Порой учеба доставляет ребенку массу стресса, что может привести к катастрофическим последствиям. Как определить, что давление необходимо немедленно снизить и есть риск трагического исхода?

Любовь Розенберг

«Вряд ли родители смогут определить степень необходимого и критического давления, но всегда нужно иметь в виду, что любая манипуляция, страх наказания и унижения могут привести к тому, что ребенок не выдержит… Выбор у детей не очень большой — либо стать удобными и научиться делать то, что хотят родители, навсегда забыв, что такое собственные желания и приоритеты; либо начать сопротивляться, стать „плохим“, непослушным и ждать, что родители поймут и полюбят его таким».

Лазарева* забрала ребенка из российской школы, Аврора платила за оценки. Психолог о детской успеваемости
Для стимулирования положительного отношения к учебе детям необходимы поддержка и одобрение родителей

Стоит ли вообще помогать детям с «домашкой», или они должны с самого старта приучаться самостоятельно отвечать как за уроки, так и за ответы на занятиях?

«Помогать детям делать домашние задания нужно, но заставлять и стоять над испуганным ребенком как „карающая рука“ — бесполезно. Когда ребенок боится, он перестает соображать, и то, с чем школьник легко справится в спокойном состоянии, для него невозможно в стрессе. Приучайте ребенка к режиму. Научитесь объяснять непонятное в игровой форме. Давайте поддержку и одобрение самостоятельности ребенка. Стимулируйте его ответственность и не забывайте дарить любовь и заботу независимо от оценок, которые школьник приносит из учебного заведения», — резюмировала наш эксперт.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения