С недавних пор в кулуарах шоу-бизнеса только и говорят о Никите Кологривом, а точнее, о его громких высказываниях в адрес коллег. Началось все с того, что актер обвинил в звездной болезни партнеров по «Слову пацана» — мол, у парней за плечами — всего один проект, а они уже завышают ценники на сторис и рекламу.
У самого артиста на счету – более 60 ролей, а после запоминающихся персонажей «Двух холмов», «По щучьему велению» и «Слова пацана» график Кологривого расписан по минутам. К популярности парень шел не один год, учился в театральном вузе, действительно много работал и не сдавался, когда получал отказы. Однако цитаты актера о коллегах по цеху становились все более жесткими.
В прошлогоднем интервью Никита добился симпатий публики, отметив, что врачи и спасатели должны получать больше артистов. Но за мудрыми мыслями и попытками предстать перед зрителями простым парнем из Сибири последовала волна критики: от слов про удовольствие от работы с непафосным Иваном Янковским Кологривый перешел к рассуждениям, что, в отличие от Вани, он знает жизнь, показанную в «Слове пацана», а не играет ее. «Актер - это не тот, кто клеит себе усы, а тот, кто отдается роли на 100%», - заявил Никита Эльдару Джарахову.
Затем Кологривый заявил, что роли Иннокентия Смоктуновского и Александра Абдулова всегда казались ему скучными, и раскритиковал в пух и прах игру Данилы Козловского в «Духless». «Сложно играть? На мужика надень костюм-тройку, посади его в «Роллс-Ройс», скажи ему разговаривать вот таким голосом (шепчет), немножко пафоса добавь. Зритель должен понять, что все это очень серьезно. А все делается секундно и моментально, я разобью тысячу таких лжеартистов», - уверял Кологривый студентов в Школе-студии «Останкино».
Кроме того, Сашу Бортич Никита раскритиковал за отсутствие профессионального актерского образования и назвал просто симпатичной девочкой, ну а себе напророчил покорение Голливуда, роли исторических личностей и прогрессивные кинопроекты. Стоит ли говорить, что коллеги начали откровенно посмеиваться над звездой «Слова пацана»?
«Кино — это коллективный труд, а вот Кологривый так не считает, — с иронией произнес Филипп Янковский на премьере фильма «Прелесть». — Он пока это еще не начал обсуждать. Мне повезло, я снимался у Тарковского в фильме „Зеркало“, и там действительно была очень высокая культура съемки, к которой всем нам надо по возможности и по таланту идти».
Известно, что в психологии не принято употреблять выражение «звездная болезнь». Как же тогда охарактеризовать подобное поведение?
«Если вдаваться глубже в психологию, то я бы предложила начать с ведущего типа поведения, который есть у каждого человека, — отметила Любовь Розенберг. — Не деление на психотипы, такие, как холерик, шизоид, истероид, нарцисс, пограничник и т.д., но как индивидуальные особенности, оказывающие влияние на характер человека, его способ адаптации к социуму, профессии и вообще к среде обитания. Из таких выработанных творческих приспособлений формируется тип реакций человека на внешние раздражители (ведущее поведение), то есть на жизнь вокруг и на отношения, прежде всего.
Если ведущий тип поведения нарциссический (что свойственно многим творческим людям), то там нет чего-то среднего. Либо грандиозность, либо ничтожество. В комментариях Кологривого очень четко это прослеживается. Людям такого типа действительно очень непросто живется, когда после головокружительного успеха наступает затишье и разочарование. Ну а пока он на вершине и, значит, грандиозен в своей актерской идентичности. Если говорить о Филиппе Янковском, то этот актер с молоком матери впитал противоядие от звездной болезни, так как родился в семье известной актерской династии. Здесь другое восприятие профессии, другие поведенческие реакции».
История болезни
Всегда ли люди с повышенным ЧСВ склонны обесценивать, оспаривать или преуменьшать заслуги коллег/друзей/членов семьи?
«Иногда это лишь выглядит, как обесценивание, — уточнила Любовь Анатольевна. — Интервьюеры зачастую стараются добыть материал конфликтный/погорячее и так строят вопросы и само интервью, что из полученных ответов получаются такие зазвездившиеся персонажи.
Здесь может играть роль и успех, вскруживший голову, и особенности характера, и стремление самому еще больше стараться быть лучше всех. А здесь выбор небольшой, особенно, если достигнут потолок возможностей: либо двигаться в недосягаемое, либо принижать других. Второе — намного проще, как вы понимаете. Часто вижу это в семьях. Для того, чтобы выглядеть лучше и значимее, можно просто обесценить/унизить других».
Говорят, люди, склонные к звездной болезни, или вообще не слышали критики в свой адрес от семьи, или пытаются всеми способами завоевать расположение близких. Никита признавался, что был травмирован разводом родителей, и когда мама перевезла его на Украину – это вылилось в протест. Не справившись с бунтующим подростком, женщина отправила сына на перевоспитание к отцу, прошедшему Афганистан. Папа отдал юношу на бокс и каратэ, так что к старшим классам у Кологривого было два варианта – пойти в тренеры или же в актеры.
Дедушка подтолкнул внука ко второму пути, но легко поступив в театральный, Никита стал устанавливать среди сверстников свои порядки, чуть что – лез в драку, поэтому через полгода вылетел из вуза. Спортивная закалка тогда не позволила парню сдаться – он восстановился в университете, а затем перешел в ГИТИС.
У Никиты действительно не самая простая актерская судьба, да и в подростковом возрасте ему пришлось несладко. Могли ли как раз события в семье и постоянное ощущение борьбы за место под солнцем в итоге вылиться в звездную болезнь, когда Кологривый достиг популярности?
«Безусловно, все события в жизни влияют на формирование нашего характера. Сценарии родительские имеют особое значение. Конечно, Никите нужно было стать значимым, чтобы получить любовь мамы и папы. В дальнейшем эта потребность перекинулась на социум. То есть в глубине души человек ищет подтверждение от Мира, что его можно любить, что он заслуживает этого.
Однако я бы не торопилась ставить Никите диагноз «звездная болезнь», — подчеркнула психолог. — Пока это лишь комплексная реакция на уровень востребованности и конкуренция с другими актерами за «место под солнцем». А значит, там есть страх и желание удостовериться в том, что он лучше других и следовательно его можно любить (больше, чем других). В общем, пока это не перешло в хроническое заболевание, а значит, есть шанс выздороветь, повзрослеть и понять, что он уникален — так же, как и каждый другой человек».
«Фабричные» звезды
Антона Зацепина многие запомнили по образу дерзкого парня из «Фабрики звезд - 4». Артисту прочили большое будущее, но после проекта он отказался от сотрудничества с Игорем Николаевым, написавшим для него хиты «Ниже ростом только Губин» и «Книжки о любви».
«Просто у него настал рок-период, он не хотел быть «Эх, широка река». Его амплуа «обычный питерский мальчишка» его бы держало все эти 20 лет. Если бы продолжился этот репертуар, он стал бы нынешним Игорем Скляром. Был жутко любимым, востребованным», — рассуждал Николаев в «Фабрике с Яной Чу».
В итоге Зацепин попросту исчез с радаров: новые песни выходили редко и не впечатляли массы, а участие в телешоу и судейство в «Ну-ка, все вместе!» не шло ни в какое сравнение со славой периода нулевых. «Я позволил себе совершить такую ошибку и отступить от этой дружбы и сотрудничества, полагая, что я создам песни не хуже Игоря Николаева. Оказывается, не так уж я и крут в своем композиторском таланте», - признал ошибку Зацепин, извинившись перед мэтром.
Звездная болезнь после «Фабрики звезд» настигла и Сати Казанову. «У меня обнаружился синдром “короны” в острой форме. Водители мои, бедные, намучались от меня. Домработнице тоже доставалось, да и коллег я немало напрягала», - признавалась певица.
Одолеть проблему Сати помогли духовные практики и вегетарианство, да и в целом ее образ жизни стал более аскетичным. Однако бывшая коллега по группе Саша Савельева подчеркивала, что даже в интервью, где якобы раскаивается, Казанова перетягивает фокус внимания на себя.
Антон говорил, что сам постарался вытравить из себя звездность, а еще помогли друзья, поставившие на место на вечеринке. А вот Сати, по мнению ряда поклонников, своих ошибок так и не осознала. Так есть ли какой-то универсальный рецепт борьбы с тщеславием и манией величия?
«Жизнь, как вы видите, сама очень хороший доктор от болезни тщеславия и величия, — заключила наш эксперт. — Ее рецепты и способы лечения болезненны, порой экзистенциально тяжело переживаемы и заставляют человека по новой собирать свою аутентичность по крупицам. В приведенных примерах видны, с одной стороны, объективное осознавание последствий принятых в прошлом решений, с другой стороны — разочарование в себе и признание поражения.
Мне не очень нравится такой исход, если говорить про Антона Зацепина. Он действительно талантлив и старается восстановиться. Здесь самое неприятное, что он взялся сравнивать себя (не в лучшую сторону) с Игорем Николаевым, а это бессмысленно и никогда не приведет к успеху. Все уже знают, что путь каждого человека возможен только к собственной вершине».
Что касается Сати Казановой, то амбициозность и жесткий характер, по мнению психолога, говорят о ее негибкости.
Синдром самозванца
Совсем иначе на внезапную популярность реагировали Дэниел Рэдклифф и Орландо Блум. Звезда саги о Гарри Поттере чувствовал себя крайне неуверенно, когда в общественных местах его заставали фанаты с телефонами и папарацци. Чтобы преодолеть скованность, актер начал… выпивать. Проблема стала настолько серьезной, что на площадке «Даров смерти…» Дэниел появлялся подшофе. К счастью, артисту удалось обрести как трезвенность, так и адекватную самооценку.
Орландо же, снимаясь во «Властелине колец», дико переживал, что на фоне Вигго Мортенсена и Иэна Маккелена выглядит бездарным новичком. «Синдром самозванца» преследовал его еще долго, не дав зазвездиться ни после выхода третьей части киносаги, ни после успеха «Пиратов Карибского моря».
По сути, «синдром самозванца» — антоним звездной болезни, который вредит личности ничуть не меньше, отнимая веру в себя. Возможно ли избежать крайностей в период пика успеха, или же периодически каждого человека одолевают сомнения и потеря понимания границ своих возможностей?
«Отсутствие сомнений и переживаний — признак отсутствия признаков Homo sapiens. Они есть у всех, и это нормально. А вот насколько человек может это показать или скрыть, уже зависит от характера, воспитания и ситуации.
Синдром самозванца точно никому не даст зазвездиться, но все хорошо в меру. Далеко не все творческие люди, достигшие успеха, способны выдержать напряжение и уровень внимания публики к себе. В таких случаях, как защитный механизм проявляется аддикция/зависимость. Алкоголь, наркотики, ЗОЖ позволяют хоть на какое-то время расслабиться и почувствовать себя живым. Практически, человек остается с единственным «верным другом», которому ничего от тебя не надо, он всегда рядом, и этот друг алкоголь, наркотики, веганство, спорт и т.д.
Самый здоровый вариант работы над собой в период максимальной популярности и успеха — функциональная семья, друзья, которые видят в тебе не звезду, а человека. Еще хорошо бы помнить, что «так будет не всегда», а значит, нужно идти дальше по своему пути, расти, развиваться и понимать, что идеалов на Земле нет, а есть лишь естественное желание стать немного лучше, чем вчера; понять других, разрешить себе останавливаться, делать ошибки и воспринимать все происходящее как необходимый жизненный опыт», — резюмировала гештальт-терапевт.