Вся страна сейчас говорит о богатейших блогерах, заработавших состояние на своих марафонах. Валерия Чекалина, известная как Лерчек, сколотила капитал на фитнес-программах и торговле косметикой, однако недавно выяснилось, что звезда соцсетей и ее супруг Артем задолжали государству более 300 миллионов, не перейдя с упрощенной системы налогообложения на общую.
Суд запретил паре вести соцсети, лишив их источников дохода, ну а счета, движимое и недвижимое имущество заморозили в рамках уголовного дела. Семья миллиардеров сетует, что катастрофически обеднела и намерена обжаловать решение суда.
Следом власти взялись и за знаменитую Елену Блиновскую, придумавшую «Марафон желаний» — она задолжала государству около миллиарда рублей и уже признала, что не отразила реальный доход в бухгалтерской отчетности, перечисляла сниженный налог 6 %, а также отмывала деньги с группой лиц по предварительному сговору. Блогера отправили под домашний арест до 26 июня, а затем пронеслись новости о том, что у нее обнаружили 40 земельных участков, 15 домов и огромный автопарк.
Бизнеследи, хваставшиеся своей предприимчивостью и умением делать деньги из воздуха, сейчас могут потерять все заработанное, а главное — репутацию. Отрезанные от своей аудитории, женщины не в состоянии даже оправдаться перед верившими им поклонницами. Что делать в ситуации, когда после резкого взлета стремительно падаешь вниз? Как сохранить ментальное здоровье и выйти из истории с достоинством, если есть риск лишиться всего?
«Очень сложно ответить на этот вопрос однозначно, — отметила Любовь Розенберг. — Умение зарабатывать деньги не избавляет от необходимости знать систему налогообложения в той стране, где ты эти деньги зарабатываешь. Возможно, (и здесь без всякой психологии) эти дамы сами излишне привлекали к себе внимание тем, что открыто хвастали своими доходами, и это был их пиар-ход для привлечения аудитории. Возможно ли сохранить или вернуть репутацию, когда после ошеломительного успеха, приходит ответственность и необходим совсем другой подход в позиционировании себя? Психологически люди устроены так, что многие порадуются этому провалу, так как сами никогда не могли достигнуть таких высот. Однозначно будут и сторонники, которые во всем обвинят систему и государство, сопереживая и оставаясь верными поклонниками блогеров.
Наверняка нельзя сказать, что после такого фиаско подняться невозможно. Вполне допустимо, что это испытание, правильно поданное и приправленное страданиями великомучениц, смогут не только вернуть «паству», но и приумножить ее. Главная проблема даже не в том, сохранят ли подписчиков и последователей, а в том, как сами блогеры переживут эту непростую ситуацию. Без всякого сомнения, правоохранительная система любого государства умеет ровнять и «ставить на место» нарушителей закона. Это тяжелая психо-эмоциональная травма, последствия которой могут вызвать посттравматическое стрессовое расстройство, депрессию и нежелание возвращаться к прежней активной жизни. Есть и другие примеры. Вспомните Мавроди, который выйдя из мест лишения свободы, вновь воссоздал прежнюю финансовую пирамиду. Как поведут себя наши леди — время покажет».
Реальный срок
8 июня 2020 года произошло смертельное ДТП с участием Михаила Ефремова: в результате столкновения двух автомобилей погиб курьер Сергей Захаров. Через несколько месяцев актера приговорили к восьми годам лишения свободы, а впоследствии суд уменьшил срок до 7,5 лет колонии.
Близкие артиста говорят, что муки совести отступили, но свою вину Ефремов не отрицает. За решеткой актер много читает, встречается с батюшкой, да и трезвый образ жизни идет ему на пользу. Так, Михаил снял документалку про тюрьму, за что получил спецприз за лучшую режиссуру.
«На воле я нормально относился к людям, которые прошли через лишение свободы. Думаю, что теперь, когда сам выйду на свободу, буду относиться еще лучше, так как это все-таки большой опыт. Человек, прошедший через лишение свободы, у него было время подумать и измениться», — рассуждал заслуженный артист России.
Действительно ли тюрьма способна принести личности пользу, или же нанесенная неволей психотравма перечеркнет положительный эффект исправления?
«В случае с Михаилом Ефремовым, место отбывания наказания вызвало эффект необходимой остановки и осознавания, когда в обычной череде внимания и любви актер увидел иную сторону жизни. Понял и познал суетность и конечность той славы, которая долгие годы позволяла ему вести себя так, как хотел, без оглядки на закон. Думаю, что это время пробудило много и творческих мыслей, и желания создавать что-то новое. В этом случае, травма, безусловно, была, (вспомните всю историю от момента совершения аварии до момента вынесения приговора) когда Ефремов проживал состояние то жертвы, то героя, то пытался выгородить себя, чтобы избежать наказания. Но! Травмы у многих похожи, а вот период ассимиляции опыта и выводы, которые затем следуют из прожитого — у многих отличаются. Кто-то остается обиженным на всю жизнь, для другого — это стезя, выбранная на все оставшиеся годы, для третьего — новый опыт и новая ступень развития, которая может привнести важное понимание своей миссии и смысла существования», — резюмировала Любовь Анатольевна.
На заре нулевых Вайнона Райдер была поймана с поличным, когда ограбила магазин. Все закончилось штрафом, «условкой» и принудительным лечением от клептомании. Актрисе пришлось сделать паузу в работе, зато, решив психологические проблемы, она совершила новый рывок в профессии. Линдси Лохан ловили на нетрезвом вождении, краже, хранении и употреблении наркотиков, и лишь несколько лет назад ей удалось одолеть зависимости и воскресить карьеру. Похожая история случилась и с Пэрис Хилтон.
Кражи, превышение скорости, вождение в нетрезвом виде, употребление запрещенных веществ – все эти скандальные выходки будто свойственны селебрити. Действительно ли звездный статус развращает и толкает в пучину пороков, или же деньги и слава лишь обнажают психологические проблемы, скрытые в людях?
Зачастую проблемы с наркотиками начинаются тогда, когда звезда теряет популярность. Например, Маколей Калкин, сломленный смертью сестры, разрывом с Милой Кунис и спадом карьеры, превратил квартиру в наркопритон. Выбраться из пучины депрессии помогли новая любовь и отцовство, за чем потянулись и приглашения в кино.
Есть ли способы пережить потерю популярности, забвение после громкой славы, не по наитию, а поступательно и эффективно, с психологической точки зрения?
«Падать с большой высоты всегда очень больно, и это не может быть без последствий. Большинство звезд ломаются и для того, чтобы вновь собрать себя по частям, нужны долгие годы, если вообще получается. Переживать горе на всеобщее обозрение сложно, остаться и не упасть — еще сложнее. Общество часто забывает, что это просто люди с обычными реакциями на стресс и трагедии.
Мне кажется естественным уйти на время куда-то в темноту и небытие, чтобы прожить и принять случившееся. Период ассимиляции опыта является важным этапом для формирования новой идентичности. Но здесь присутствует страх, много страха потерять то, что имеешь, лишиться привычного. Именно поэтому многие популярные личности горе проживают публично и только снижение популярности может с тяжелыми переживаниями и сопротивлением заставить их искать новые смыслы и новые способы жить.
Тем не менее, только отвернувшись от публики к себе, можно увидеть в произошедшем не рок и не поражение, а очередной поворот судьбы и возможность познакомиться с другими способностями, поставить иные цели и обрести гармонию с собой и миром в совершенно ином понимании жизни. Возможно ли сделать это самостоятельно? Да, человек уникален по своей приспособляемости и выживаемости. А если рядом любимые, дорогие и опорные люди, то все становится еще возможнее», — подытожила гештальт-терапевт.