Какие родители не мечтают вырастить гения? Малыши схватывают информацию на лету, и в какой-то момент нам кажется, что их возможности безграничны, особенно если ребенок от природы любознателен и сообразителен. То же можно сказать и о юных талантах, что не выпускают из рук кисточку или же рифмуют строчки с малолетства.
Почему же тогда так много историй, когда дети-гении впадают в депрессию, спиваются, рано умирают? О трагических судьбах вундеркиндов и возможных проблемах, ожидающих родителей талантливых ребят, поговорим с гештальт-терапевтом Любовью Розенберг.
Ребенок-проект
Пожалуй, одной из самых известных девочек Советского Союза была поэтесса Ника Турбина, прославившаяся в восемь. Ее история полна драм: малышка страдала бессонницей и кричала во сне, а мама-художница, вместо того чтобы лечить дочь, решила сделать из нее вторую Цветаеву. Записывала Майя Никаноркина то, что говорила по ночам Турбина, или же придумывала строчки сама, а потом внушала наследнице, что это ее творчество, но Ника в собственную гениальность охотно поверила, а с легкой руки Евгения Евтушенко опубликовала сборник «Черновик» и начала гастролировать по СССР.
Через несколько лет популярность таинственной поэтессы с мрачными стихами упала. Начался период подросткового бунта, от которого Нику должно было уберечь поступление во ВГИК: актерские способности у нее тоже имелись. Вот только вуз девушка вскоре бросила, а в 16 улетела к 74-летнему психиатру Джованни Мастропаоло в Швейцарию. Профессор писал, что поэтесса нужна его пациентам для арт-терапии, и алчная мать легко поверила легенде, не вдаваясь в детали биографии мужчины.
В итоге Майя Никаноркина получила от психиатра кругленькую сумму, ну а ее дочь фактически превратилась в содержанку. Спустя год профессор отправил надоевшую любовницу домой, а так как вдохновение у Ники давно исчезло, ей оставалось лишь топить горе в бутылке. Серьезных отношений, как и стабильной работы, не было, и, по сути, молодая женщина прожигала жизнь, лишенная прежнего восхищения тысяч поклонников. В 27 подвыпившая Турбина случайно выпала из окна, на котором обычно любила курить, свесив ноги.
Ранняя слава, резкая потеря популярности и фактора восхищения, связь с престарелым психиатром — все это негативно сказалось на нервной системе Ники. Однако многие сходятся во мнении, что основную ответственность за трагедию Турбиной несет мать, сделавшая из ребенка проект. Могло ли все сложиться иначе, если бы рядом с девушкой были более эмпатичные взрослые?
«Рассуждать о том, что могло бы быть, если… — абсолютно бесперспективное занятие. Этих «если бы» миллион. Важно, что сразу не была выявлена причина бессонницы у Ники и не была оказана профессиональная помощь девочке. Фактически, ее состоянием воспользовались и сделал это самый близкий человек, который должен стоять на защите психологического здоровья ребенка и обеспечении ее детских потребностей. Подчеркну — детских! Имеет ли место и право поддержка творческих талантов ребенка родителями? Да, но в пределах расширения кругозора и наполнения детства всеми соответствующими возрасту играми, развлечениями, свободами и ограничениями. Недопустимо однобокое развитие в угоду родительской мании величия. Невозможно нарушение иерархии семейной, когда ответственность ребенка больше ответственности родителей. А ведь именно это и происходит в детоцентрированных семьях, где власть ребенка безгранична. Он не знает, что с ней делать, не знает, как поступить, и все это в большинстве случаев заканчивается нервными срывами и девиантным поведением», — подчеркнула Любовь Анатольевна.
Существует синдром «бывшего вундеркинда», когда с возрастом незаурядные способности угасают. На что же тогда следует переключить ребенка, чтобы он не страдал от невостребованности и разочарований?
«В любом возрасте полезно вернуть ребенку детство во всем его разнообразии. Детская психика страдает от потери внимания, но при переключении на другие интересные занятия быстро восстанавливается. В таких ситуациях переживают и требуют прежних успехов как раз родители, а не дети. Именно родителям сложнее смириться и принять новые реалии в развитии сына или дочки.
Даже в самых обычных семьях часто происходит конфликт и сильнейшее давление на детей, которые вдруг перестают получать пятерки, отказываются ходить в школу и быть примером для всех. Встречаюсь с подобным в своей частной практике и многих сил стоит донести до родителей разницу между их ожиданиями и нормальными желаниями самих детей.
Примите как факт — дети нам даны не для удовлетворения наших амбиций! Они имеют право быть непослушными, неуспешными и не исполнять ваших желаний», — отметила гештальт-терапевт.
Губительная депрессия
В семь лет Паше Коноплеву коротко пояснили, что такое логарифмическая линейка, а уже на следующий день мальчик сам построил график функции по программе 10-го класса. В том же возрасте ребенок освоил нотную грамоту, в девять начал заниматься астрономией с профессором, а еще через год — закончил вычисления на основании многолетних наблюдений переменных звезд в созвездии Змееносца и опубликовался в журнале Академии наук.
В 15 Паша поступил на факультет кибернетики МГУ, а в 19 занялся математическим прогнозированием в аспирантуре. Тут-то и назрел кризис: заваленный исследованиями и лишенный личной жизни, парень тяжело перенес развал СССР, впал в депрессию и начал себя резать. Родители отправили вундеркинда в Центр психического здоровья.
Следующие 10 лет покрыты тайной: одни говорили, что Пашу накачали препаратами, из-за чего у него образовался тромб; другие — что парня лечили от диабета и ожирения, и он умер от тромбоэмболии легкого; ну а третьи склонялись к версии, что 29-летний гений закончил дни в психиатрическом отделении.
Всегда ли вундеркинды страдают от депрессии или других психологических проблем: селфхарм, апатия, суицидальные мысли? Как этого избежать, и что делать родителям одаренных детей, уже вставших на путь усиленного обучения?
«Здесь очень тонкая грань между тем, что родители, безусловно, должны поддерживать и создавать условия для развития талантов ребенка, и теми мега-усилиями, которые делают из этого идею фикс, сверхзадачу, изменяющую жизнь всей семьи. Если маленький гений будет уверен, что мама и папа любят его просто так, а не за победы и достижения, то отношение к собственной одаренности будет ровным, без завышенной значимости. В этом случае никаких психологических проблем не возникнет ни в детстве, ни в молодости.
Родителям рекомендовала бы не зацикливаться на победах и результатах, а поддерживать воодушевление и старание. Одаренный малыш должен понимать, что он прежде всего ребенок, который, как и другие дети, вправе заниматься тем, что ему нравится ровно столько, сколько он хочет», — заключила психолог проекта «Пацанки».
Семья вундеркиндов
Есть и нашумевшая современная история про ребенка-гения: в восемь Алиса Теплякова стала самой юной выпускницей страны, а затем поступила на психфак МГУ. Успехи делал и ее брат Хеймдалль, который в семь написал сочинение за 11-й класс. А все потому, что многодетный отец (в семье семеро детей — прим. «СтарХита») Евгений Тепляков занимается с наследниками по авторской программе, в которой объединил труды известных ученых и психологов.
Вот только уникальную методику Теплякова принимали далеко не все. А потом у Алисы начались проблемы в МГУ: девочка не закрыла сессию, а ее отец решил, что преподаватели неправильно оценивают ребенка и пришел побеседовать с ними. Поговаривали даже, что Евгений едва ли не подрался с местными охранниками.
Но главное не это: как отмечали психологи, Алисе рано учиться в вузе. «По-хорошему, ребенка надо вернуть в начальную школу, чтобы она прошла подготовку и выучилась. Но для этого ее надо изолировать от папы. Я посмотрел, как она говорит, и она не справится с работой. Чтобы заниматься психологией, нужен минимальный, но жизненный опыт. Какой опыт есть у девочки, которая общается со своими родителями в однокомнатной квартире», — рассуждал Леонид Кацва в YouTube-шоу «Редакция».
Очевидно, отец нарушил процесс социализации Алисы, лишив ее детства и возможности развиваться рядом со сверстниками. Чем грозит продолжение такого пути?
«Есть дети, уровень интеллекта которых на несколько ступеней опережает развитие сверстников. Эдакие разумно рассуждающие дети, которым неинтересно с одногодками. В моей частной практике есть несколько клиентов подростков, которые дистанционно учатся в школе и экстерном сдают экзамены за два-три класса в один учебный год. Сказать, что они счастливы, я не могу. Каждая история особенная. Объединяет их, пожалуй, лишь стремление поскорее уехать учиться дальше, то есть покинуть семью, жить отдельно. Такие дети и сепарироваться готовы намного раньше, но не факт, что, столкнувшись с реальностью, они смогут влиться в среду взрослых без ущерба для себя и тяжелых психологических проблем в будущем.
С Алисой произошло именно это. Сознательно, вернее, интеллектуально, она опередила своих сверстников, но эмоционального созревания не произошло. Сейчас ей нужно добрать этого детства, напитаться им, иначе девочка может сделать это через девиации, разного рода зависимости и отклонения.
Следует понимать, что недопустимо пропустить какую-то часть пути взросления и формирования личности. Природа, психика будет требовать в любой форме допрожить то, что пропущено. Это может быть инфантильность, как запрет взросления, это может быть искаженное развитие через асоциальное поведение и тяжелые психические расстройства», — предупредила Любовь Анатольевна.
Поговаривают, что мать Алисы и ее шестерых братьев и сестер измучена постоянными родами и декретами, толком не спит, да еще и терпит мужа со взрывным характером. Так может, корень всех проблем в том, что Евгений — абьюзер и тиран, который самоутверждается за счет жены и наследников?
«Историю этой семьи не знаю, но очень похоже, что амбиции отца семейства привели детей к такому способу удовлетворения его потребностей. У детей, и правда, очень мало вариантов сопротивляться воле родителей. Стать удобным, стараться сделать все, чтобы родители любили — обычный приспособленческий паттерн для выживания ребенка в семье. А если один из родителей жесткий и требовательный, то скорее всего такое поведение — единственная возможность получать любовь и одобрение папы при наличии вечно занятой мамы, которая выполняет функцию домохозяйки и кормилицы. Тем более что отец всячески готов защищать, отстаивать интересы детей в социуме, т.е. давать своим талантливым дочери и сыну опору и защиту. В их глазах только отец о них и думает, только он и заботится об их будущем. Могу предположить, что у Алисы имеется и огромный подсознательный страх повторить судьбу матери», — резюмировала наш эксперт.
Советы родителям
Поговорим и об обычных детях, чьи родители желают вырастить если не гения, то продвинутого ребенка. Стоит ли настаивать на посещении кружков, которые малышу не очень интересны? Как выбрать оптимальное количество секций для полноценного развития ребенка, и в каком возрасте лучше начинать занимать его учебой, чтобы не травмировать психику?
«Количество детоцентрированных семей растет в современном мире в геометрической прогрессии. Чем меньше детей в семье, тем больше надежд на них возлагается, тем больше родители готовы уделить им времени и внимания, потратить средств на их развитие. Для меня это почти всегда ограничение свободы и для родителей, и для ребенка. Понимаю, что крайне редко в крупных городах можно найти те кружки и секции, которые находятся в шаговой доступности от дома или прямо в школе, чтобы ребенок сам их посещал, свободно менял, принимал самостоятельные решения.
Главное слово здесь — «сам», а не родители, которые «больше знают и дольше жили»… Для правильного обучения в школе и освоения знаний необходимо одно — научить ребенка учиться, получать знания, делать домашние задания. Уделять больше внимания интересным для него предметам и быть неуспешным в других дисциплинах», — уверена Любовь Розенберг.
Тотальный контроль и требования родителей к результатам обучения всегда имеют отрицательный результат. «Несамостоятельный ученик никогда не будет сам делать уроки. Запреты и наказания за плохую успеваемость не позволят вырастить самодостаточную личность, способную к большим достижениям. Желание родителей иметь сына-хоккеиста или дочь-балерину — это желание папы, мамы, и если подобное достигается путем насилия или подкупа ребенка, то не ждите его благодарности, а значит, и высоких результатов.
Не родители должны определять оптимальное количество кружков и секций для ребенка! Он должен путем проб и ошибок сам найти, когда и чем заниматься. Многие взрослые придерживаются мнения, что так дети не научатся сосредотачиваться и доводить начатое до конца. А путем насилия они научатся все доводить до конца без радости и обесценивать все свои победы сразу после их достижения. Я честно не уверена, что это лучше», — отметила психолог.
Убедить взрослых, уверенных в правильности своих методов воспитания, вряд ли удастся, однако если они вспомнят свои детские обиды — многое станет понятно. «Быть родителем вундеркинда очень трудно, но еще труднее детям, на которых навешана эта ответственность — быть гением», — подытожила гештальт-терапевт.
Фото: Л.Калинина / РИА Новости, Legion-Media, личный архив, соцсети, кадры из шоу НТВ, YouTube, кадр видео