С 2002-го по 2007-й на Первом канале вышло семь сезонов «Фабрики звезд», которые пользовались большой популярностью у зрителей. Часть под названием «Возвращение» заметно просела по рейтингам, да и из «Новой Фабрики звезд» 2017-го на «МУЗ ТВ» прославились единицы.
Тем не менее в минувшем марте уже на канале ТНТ стартовала еще одна «Новая Фабрика звезд», на этот раз — с другими правилами. Во-первых, конкурсанты теперь делились на команды, как в «Голосе»: часть ребят шли к Сергею Шнурову, вторая половина — к Сергею Жукову. В жюри, помимо продюсеров, вошли эксперты — Гарик Мартиросян, Егор Дружинин и Анна Хилькевич. Кроме того, каждую неделю к ним присоединялись дополнительные представители шоу-бизнеса. Как и раньше, каждую неделю «фабрикантов» номинировали, а после отчетного концерта кто-то из них покидал проект.
Вот только теперь судьбу номинантов в свои руки взяли члены жюри и команд, хотя раньше в голосовании участвовали и телезрители – проект не выходит в прямом эфире. А еще, если в нулевые «фабриканты» были отрезаны от Интернета и телефонов, то сейчас они могут свободно пользоваться гаджетами.
Мнения зрителей, да и причастных к «Фабрике звезд», разделились: одни рассуждают, что проект по-прежнему интересен тем, что открывает новые таланты, другие – что формат безбожно устарел в эпоху Интернета, когда прославляются не через ТВ, а благодаря YouTube и соцсетям. Яна Чурикова отмечала, что ожидать от обновленного шоу успеха первых сезонов не стоит.
«От старой доброй „Фабрики звезд“ здесь есть только концепция исполнения со звездой: участник свежий, неотесанный, маленький, ничего не умеющий поет типа со звездой. Эта концепция осталась, но ты не можешь подходить к новой „Фабрике звезд“ с мерками старой. В нулевые было время легендарных проектов. „Фабрика“ из нулевых была данным проектом. Но мы живем в 2024 году, когда даже „Вайт Медиа“ производит офигелярд шоу», — заключила ведущая в YouTube-шоу «Фабрика с Яной Чуриковой».
Актуален ли все еще формат «Новой Фабрики звезд» с точки зрения воздействия на ностальгию поклонников проекта нулевых, ассоциации с их юностью/детством? Ведь при этом для многих фанатов появление несколько иной версии шоу кажется кощунством.
«Для многих зрителей в 2002 году «Фабрика звезд» была абсолютно новым форматом. Мы все переживали и болели за участников, следили за их ростом и раскрытием талантов. Думаю, что и у современных фанатов шоу есть тот же интерес и переживания за своих избранников.
С психологической точки зрения, это, безусловно, ностальгия, приятные воспоминания и в то же время — постоянное сравнение. Так устроен человек. Даже если бы были сохранены все правила и условия телевизионного конкурса, зритель искал бы недостатки. Нам всегда нужно подтверждение, что не только возраст молодости, но и сама жизнь прежде была лучше, трава зеленее, деревья больше и колбаса «колбасее». Вот и «колбасит» не по-детски тех, кто хочет вернуться в ту реальность, но не может и воспринимает любую попытку реанимировать любимое шоу как кощунство над их воспоминаниями, их юностью.
Вообще, попытки повторить/реанимировать старые популярные шоу очень рискованны. Каждой эпохе и каждому поколению нужны свои герои», — резюмировала Любовь Розенберг.
Наблюдая за детьми звезд
У зрителей больше нет возможности спасать номинантов посредством голосования. Действительно ли это большой минус для реалити, ведь, кажется, именно шанс влиять на ход проекта и помогать своим фаворитам давал психологический «эффект присутствия» самой публике?
На «Новой Фабрике звезд» вместе с ребятами «из народа» появились и родственники знаменитостей: Александр Круг, наследник Тины Канделаки Лео, сын бывшего худрука балетной труппы Большого театра Александр Филин, племянница Гарика Мартиросяна Нонна Еганян. Разумеется, зрители в очередной раз заговорили о блате при отборе на конкурс, как это уже бывало, например, с дочками Алсу и Сергея Трофимова на «Голосе».
Меньше всего претензий было к Нонне, так как оспорить тот факт, что девушка обладает сильным голосом, просто невозможно. К тому же в период ее номинации место Гарика Мартиросяна заняла Марина Кравец. С Лео Канделаки и вовсе вышла интересная история: хейтили парня за мнимую протекцию матери ровно до того момента, пока он сам не покинул проект, уступив свое место Никите Уфимцеву. «Я знаю, что вне этого проекта добьюсь всего, чего хочу. Спасибо за поддержку», — заявил музыкант.
Как ни странно, после смелого жеста артист обзавелся поклонниками, которые теперь внимательно следят за его шагами в шоу-бизнесе. Так, в программе «УТРО. ТНТ» парень признался, что снимается в «ментовских» сериалах, и не стал уходить от вопросов про знаменитую маму.
«Я абсолютно счастливый человек, потому что на протяжении всей жизни мама всегда мне очень вовремя давала и дает правильные советы. И самое главное — дает право ошибаться. Когда ты приходишь в шоу-бизнес, на сцену, важно уметь делать ошибки, не бояться их и с гордо поднятой головой следовать дальше. И всегда, как правило, это все происходило в такой правильной дискуссии с мамой. Мы всегда все обсуждаем. Это касается, на самом деле, не только профессиональных вопросов, но и каких-то личных, семейных», — подчеркивал Лео.
Одни зрители рассудили, что сын Канделаки повел себя максимально правильно и благородно, другие — отметили, что это еще и хитрая стратегия: показаться в крупном музыкальном реалити-шоу, но вскоре уйти по своей воле, демонстрируя, что не желаешь занимать чье-то место и находиться под подозрением о блате. Так может ли поведение Лео быть грамотным ходом, или же скептики напрасно упрекают искреннего парня?
«Скептики»/хейтеры всегда найдутся, что бы Лео ни делал, — уверена Любовь Анатольевна. — Я в начале съемок «Новой фабрики звезд» на ТНТ имела честь познакомиться со всеми ребятами и поговорить с ними. Лео активно участвовал и в общем разговоре, и поддерживал других фабрикантов.
Почему-то нам обязательно нужно заподозрить в многоходовых стратегиях, обвинить и воспринять факт рождения ребенка в семье известного человека как отягчающее обстоятельство. Это похоже на дискриминацию по факту родства. Талант виден и понятен, характер сформирован, но вот если бы он был из «простых», тогда достоин, а так — «блатной/бесталанный мажор». Ведь это чистой воды зависть и больше ничего. Я бы пожелала Лео и дальше идти своей дорогой, любя своих поклонников и спокойно относясь к тем, у кого так не получается, кто так и не рискнул «выйти из тени» и заявить о себе».
Споры о сыне Круга
К наследнику Круга у публики гораздо больше вопросов: помимо рассуждений о попытках копирования легендарного папы и посредственном вокале, его обвиняли в высокомерии по отношению к Никите Уфимцеву. Тем не менее сердца зрителей смягчило выступление Александра с авторской песней, посвященной отцу.
Если рассуждать глобально, то появление родственников знаменитостей на музыкальных проектах вовсе не новшество. На той же оригинальной «Фабрике звезд» блистали Стас Пьеха и Соня Кузьмина, ну а Никита Малинин и вовсе победил в третьем сезоне шоу.
Почему в последние годы зрители стали воспринимать приход звездных детей на телешоу особенно остро, хотя раньше относились к этому не просто легко, а превращали наследников артистов в кумиров и обклеивали постерами с их изображением стены? Это как-то связано с обострением социальной, экономической, политической обстановки в стране, или же прецедент с детским «Голосом» и дочкой Алсу в 2019-м оказался настолько резонансным?
«Не думаю, что это что-то новое в поведении зрителей, но, безусловно, возможности социальных сетей и рост напряжения в социуме делают свое дело. Читая комментарии (даже у меня), можно подумать, что мир сошел с ума, огрубел и стал нетерпимым. Полагаю, что такие реакции лишь стали более видимыми, модными и являются неким средством проявления собственной значимости у подрастающего поколения и способом выброса накопившегося напряжения и агрессии у очень несчастных, одиноких людей более старшего возраста», — подчеркнула наш эксперт.
Также Любовь Анатольевна отметила, что прецедент с дочкой Алсу лично ее очень встревожил, потому что для ребенка такая ситуация очень травмирующая. «Я вообще очень осторожно отношусь к такой проверке на стойкость детской психики, как участие в различных конкурсах и шоу, — уточнила гештальт-терапевт. — Давайте просто смотреть те ТВ шоу, которые нам интересны, и спокойно переключать программы, если не нравится. Делать это, вместо того чтобы продолжать смотреть, а потом писать ужасные комментарии и строить конспирологические теории.
И пусть поет Саша Круг в манере своего отца, и играет на барабанах Лео Канделаки, и дарят новые песни Нонна Еганян и Александр Филин вместе с Никитой, Дашей, Настей. Давайте искать прекрасное, вечное, талантливое во всех наших детях и радоваться их успехам. Нам всем нужно учиться радоваться за других! Этого так не хватает в современном мире…»