По статистике, стрессу после увольнения больше подвержены мужчины, чем женщины. Порой представители сильного пола ощущают себя настолько оскорбленными и ненужными, что ищут спасения не в поисках новой работы или в возможности собраться с мыслями и взять паузу, а в выпивке. Другие погружаются в молчаливую депрессию, отключившись от внешнего мира. О том, как избежать длительной прокрастинации и справиться со сложной ситуацией, поговорим с гештальт-терапевтом Любовью Розенберг.
Выдавливание из профессии
В январе из-за личных взглядов на политику Дмитрий Назаров и его жена Ольга Васильева лишились работы в МХТ. Супруги перебрались в Израиль, где артист продолжил писать провокационные стихи и авторские песни, немало раздражающие патриотически настроенных земляков. Держится Назаров бодро, да и многие коллеги уверены, что 65-летний актер найдет место под солнцем за границей.
Совсем иначе чувствовала себя Лия Ахеджакова, которая в начале февраля сообщила, что из-за гражданской позиции ее исключили из спектаклей «Современника». «Директор предупредил, что больше меня в репертуаре не будет по требованию каких-то разгневанных людей, которые пишут ему письма. Департамент культуры подтвердил, чтобы меня убрали из репертуара театра. Сижу и плачу. Я все понимаю, знаю, кто это пишет, кто это организовывает, но сделать ничего нельзя», — сетовала актриса, посвятившая учреждению почти полвека.
84-летняя звезда тяжело переживает травлю в Сети и отсутствие работы, однако уезжать из России не собирается в силу возраста и любви к Родине. «Да, я дома, а что же мне делать? Живи как есть, лучше не будет. Я дома. Куда ж я поеду? Понимаете, время от времени мне друзья, муж, кто-то показывает, что про меня пишут мои сограждане. И когда я это читаю, у меня мороз по коже. Вчера я такое прочла про себя, про маму мою, папу», — признавалась актриса в эфире YouTube-шоу «Бюро».
Как выяснилось позднее, хотя спектаклей артистка лишилась, официального увольнения за этим не последовало. Актриса обратилась к правозащитникам, чтобы выяснить, законно ли ее сняли с репертуара. «Теперь надо собраться с нервами. И с мыслями надо собраться — подавать ли мне заявление об уходе, как это они мне, видимо, предлагают сделать. Или наоборот — пусть мучаются в „Современнике“. Пусть терпят и без ролей», — рассуждала Ахеджакова.
Актриса предпочла остаться и бороться за любимую работу, несмотря на изменившееся отношение руководства, коллег и поклонников. Сторонники всерьез обеспокоены за Ахеджакову и ее дальнейшую судьбу: говорят, что люди пенсионного возраста особенно остро переживают увольнение — многие из тех, кого сократили, умирают в течение года-двух, даже если до этого не страдали тяжелыми заболеваниями.
Так действительно ли деятельность настолько влияет на наше душевное и физическое здоровье, что увольнение буквально может убить? И чем пенсионерам заменить работу, если устроиться на новую не выходит?
Для многих людей, отдавших жизнь одному предприятию или одной профессии — уход на пенсию становится испытанием, пережить которое непросто. «Азиатская/японская модель взаимоотношений с работой «Я для предприятия» — это миссия, которую человек берет на себя с целью сделать все, чтобы внести посильный вклад в развитие и процветание организации, которой он посвящает большую часть жизни. Уход на пенсию похож на прощание с собственной нужностью и целесообразностью.
Есть еще так называемая американская модель самореализации, звучит она как «Работа для меня». Человек приходит на предприятие, осваивает навыки и компетенции и, если нет необходимого роста, то через три — пять лет переходит в другую компанию, где ему могут предложить необходимые условия для развития. В этом случае уход на пенсию является номинальным событием, позволяющим найти себе новое применение в совершенно иных сферах деятельности», — добавила наш эксперт.
В любом случае, еще важно учитывать, кем было принято решение о выходе на пенсию. «Если человек сам захотел посвятить жизнь себе, своим близким, пожить спокойной, размеренной жизнью без стресса и нагрузок, то выход на пенсию/увольнение будет освобождением, дыханием радости и свободы действий.
Если же настойчиво и вежливо «попросили» освободить занимаемую должность в связи с возрастом, то это стресс, похожий на переживание отвержения, обесценивания. В подобной ситуации человек может испытать глубочайшие переживания и обиду. Принятие данного события и себя нового может занять годы. И это будут годы болезней, оскорбленного самолюбия и отсутствия желания что-либо делать. То есть депрессия», — заключила психолог.
На рубеже
Наиболее подверженными депрессии после увольнения считаются не только пенсионеры, но и люди, переступающие «опасные» рубежи: так называемый возраст первого взросления — 33-37 лет и зрелый возраст — 46-52. Влияет на восприимчивость и тип темперамента — сангвиникам достаточно пары недель, чтобы войти в колею, а вот флегматики могут запереть себя в отчаянии и бездействии надолго.
Один вратарь мадридского «Реала» имел все причины на длительную депрессию: после автокатастрофы он два года провел в клинике, а так как, казалось, ничего не умел, кроме как играть в футбол, потерял себя. К счастью, врач предложил пациенту занять себя гитарой, и тот начал писать песни. После выписки наш герой поступил в оперную школу, а в итоге превратился в самого коммерчески успешного испаноязычного исполнителя — зовут его Хулио Иглесиас.
Можем ли мы сказать, что порой потеря работы — это удача, ведь в данном случае футболист невольно получил причину, чтобы найти другое призвание? Всем ли можно посоветовать смену сферы деятельности как способ справиться со стрессом после увольнения?
По плану или неожиданно
Александр Филиппенко стал еще одним актером, который недавно потерял работу в театре. В отличие от Ахеджаковой, артист ожидал такого исхода. «Это совы не то, чем кажутся, а иногда закончившийся контракт — это просто закончившийся контракт. Театру Моссовета — мои прекрасные воспоминания (мы с ними всех опередили!). Пишу лишь с одной целью: не равняйте, пожалуйста, ситуацию „Современника“ и наше дружеское расставание с Театром Моссовета. Как у того же Михаила Михайловича: „Это две большие разницы“. Добавлю — очень большие», — делился звезда «Мастера и Маргариты».
Дочь Филиппенко рассказала, что папа перебрался в Вильнюс, но ничего о его дальнейших планах не сообщила.
В 2013-м после череды скандалов руководство Большого Театра отказалось продлевать контракт с Николаем Цискаридзе: артист нередко критиковал политику начальства и вступался за перспективных коллег, за что ему объявили три выговора, один из которых суд признал обоснованным.
«У меня нет сожаления по поводу ухода из Большого, — заявлял Цискаридзе. — Мне многие звонили, предлагали поддержку. Это приятно. Некоторые говорили, мол, сам дурак. Что ж, это их мнение… Я не жертва, не пострадавший, я знал, на что иду и с кем имею дело. Смотреть на безобразие мне не хочется. Видеть, как талантливых уничтожают, а на сцену выходят люди с веслами, я не могу. Пусть без меня».
Николай не стал устраивать себе долгий отпуск, а вскоре устроился в Академию русского балета имени Вагановой. Через пару лет окружающие вовсю обсуждали, сколько плюсов новый ректор привнес в функционирование института.
Цискаридзе сразу отказался от позиции жертвы, поверил в себя и нашел новую работу, будучи востребованным в сфере хореографии и преподавания. Но ведь зачастую даже опытные специалисты после увольнения впадают в уныние. Какую стратегию мы можем предложить людям, только что оставшимся без работы?
«Самое важное — никуда не торопиться. Замедлиться, оглядеться, почувствовать себя и мир вокруг. Обида часто закрывает глаза, делая человека слепым. Дайте себе время на ассимиляцию полученного опыта и только потом, не торопясь, но и не откладывая в долгий ящик, пробуйте новое дело исходя из понимания, что вам это интересно (хоть и страшно и нет уверенности, что получится). Разрешите себе учиться, ошибаться и чувствовать, как жизнь вновь становится увлекательной и дает много энергии для реализации доселе невозможных желаний.
Потеряв великого танцора Большого театра Николая Цискаридзе, мир обрел невероятно талантливого администратора, преподавателя, открывателя новых талантов и замечательного телеведущего! Сколько еще великих и знаменитых танцоров он сможет воспитать?
Не уставайте повторять себе, что многое еще не сделано и не освоено вами в тех сферах, о которых вы еще и не мечтаете даже. Не ходите старыми, протоптанными ранее дорогами. Учитесь каждый раз прокладывать новый путь и не теряйте интереса к себе, ведь вы еще пока даже не знаете, что можете узнать, освоить и где добиться успеха», — подытожила гештальт-терапевт.