Вторая заповедь гласит — «Не сотвори себе кумира». Правда, раньше этот термин обозначал ложных идолов для исповедующих единобожие, ну а теперь речь идет о предмете восхищения и поклонения.
Артисты, спортсмены, бизнесмены — можно найти массу примеров, когда нам хочется следить за судьбой успешных людей. Но когда восторг сменяется одержимостью и чем это грозит? Спросим у психолога проекта «Пацанки» Любови Розенберг.
Словно член семьи
Пожалуй, сейчас в России нет человека, новости о котором публикуются в светской хронике так часто, как о Романе Костомарове. В январе олимпийский чемпион попал в реанимацию с прогрессирующей пневмонией, заболевание привело к сепсису и еще ряду осложнений — ампутации стоп, двум инсультам, отекам, из-за которых фигуриста боятся выводить из медикаментозной комы.
Статьи о Романе и раньше активно читали пользователи Сети: поклонники гордились победами спортсмена в паре с Татьяной Навкой, интересовались его личной жизнью и участием в ледовых шоу. Сейчас фанаты словно объединились в едином порыве, выражая искреннее сочувствие Костомарову: люди пишут слова поддержки в пабликах, говорят о здоровье знаменитости дома и на работе.
Можно сказать, что именно «в горе», а не «в радости» Роман Костомаров превратился в народного кумира. Частое ли это явление и как оно объясняется с точки зрения психологии?
«Объединяться в горе — естественно, особенно, для нашего российского менталитета. Помните старую фразу — «Жалеет, значит, любит»? Именно в испытаниях и тяжелых моментах жизни единство и поддержка играют огромную роль. Вообще, понимание, что кому-то намного хуже, чем тебе, заставляет переоценить свою жизнь и невзгоды, осознавать, что у тебя все не так уж плохо. Радоваться чужим достижениям намного сложнее, потому что в этом случае сравнение не в нашу пользу. С точки зрения психологии, это обосновано страхом, включением защитных механизмов и, конечно, сопереживанием как чисто человеческой чертой.
Я сама читаю о состоянии Романа Костомарова и отслеживаю, как близкие и родные люди сплотились и готовы сделать все для его выздоровления. Понимаю, что нашему знаменитому фигуристу предстоит долгий путь в психотерапии по принятию себя нового, с особыми потребностями и возможностями. Очень хочется верить, что Роман справится и в его жизни будет еще много счастливых моментов», — подчеркнула Любовь Розенберг.
Фан-группы
Наблюдение за судьбой знаменитости порой выливается в знакомство с новыми людьми — группами фанатов. Кроме того, поклонение артистам дает повод обрести хобби, найти ориентиры, помогающие справиться с собственными трудностями. Реализуется ли в таком случае потребность в сопричастности и поиске мотиваций? И можем ли мы тогда сказать о позитивном явлении «сотворения кумира»?
Прежде всего нужно понимать, что далеко не все люди становятся фанатами, поклонниками, боготворящими своих кумиров. С психологической точки зрения, это все-таки вид зависимости, когда человек ищет себе недосягаемый объект обожания, которому он никогда не будет соответствовать, заведомо ставя себя на ступень ниже в развитии, во внешних данных, в достижениях и успехах.
«Видя и получая много писем от фанатов моих «Пацанок», я наблюдаю, как идет дублицирование — подражание в стрижках, татуировках, манере разговора и поведении — своим кумирам. Здесь желание выделиться за счет похожести и причислении себя к кругу «крутых и независимых» иногда создает иллюзию собственной значимости. Но копия никогда не приблизится к оригиналу и в этом самая важная проблема с психологической точки зрения.
В современном мире фанатизм и подражание являются одним из способов объединения и расширения коммуникаций. Но мое глубокое убеждение, что «сотворение себе кумира» не может быть полезным для человека именно потому, что кумир изначально рассматривается как нечто недостижимое, а значит, заведомо проигрышное. «Хочу быть как….» — это всегда про то, что я не знаю, кто я и как мне жить», — отметила наш эксперт.
Преследователи и маньяки
Поклонницы группы «На-На» нередко преследовали артистов, пытались сорвать с них одежду прямо на сцене, предлагали и интимные услуги. Подобное случалось с рядом популярных коллективов — The Beatles, Queen, Rolling Stones — и получило название «группи» — именно так окрестили девушек-фанаток, которые ездили за кумирами в туры и стремились стать для них больше, чем слушательницами.
Звезда в таких случаях перестает казаться человеком, становясь идолом, недостатков которого не замечают. Слепое поклонение артисту может граничить с расстройством психики, ведь человек начинает жить чужой жизнью, делая приоритетом слежку за знаменитостью.
Как же в такой ситуации избавиться/избавить близкого от одержимости?
«Одержимыми фанатами чаще всего становятся люди, имеющие определенные виды эмоциональной зависимостей. По разным причинам они решили найти смысл своей жизни в наблюдении за чужой. Как правило, это заниженная самооценка, инфантилизм как свойство незрелой личности и полное отсутствие интереса к себе. Рефлексия на схожесть с кумиром в его истории, желание быть рядом с популярной личностью, ухватить кусочек его славы себе.
Как от любой другой зависимости, фаната невозможно исцелить даже самыми заботливым и любящим людям. В большинстве случаев кумиров ищут очень молодые или незрелые личности. Чаще всего это проходит с годами по мере эмоционального созревания человека. В других случаях — работа с психологом может помочь вернуть интерес к себе и собственной жизни, оставив в прошлом слепое подражание», — заключила гештальт-терапевт.
Нередки случаи, когда знаменитости не отвечали на притязания навязчивых поклонников, и это кончалось катастрофой. Обиженные фанаты опускались до угроз и даже нападений. Так, несколько лет назад Тина Канделаки рассказывала о мужчине, который буквально набрасывался на нее у спортклуба и заявлял, что у него с ведущей астральная связь.
Ксения Собчак и вовсе оказывалась в неких «расстрельных» списках, кроме того, подписчики угрожали не только самой звезде, но и ее сыну Платону. У Глюк’оZы был поклонник, считавший, что муж только мешает певице строить карьеру. Фанат говорил, что украдет дочку артистки, и уверял: счастливой Наташа Ионова может стать только рядом с ним.
В порыве ненависти и неоправданной обиды поклонник может разрушить жизнь кумира. То, что человек доходит до такой степени одержимости, граничащей с преступлением, говорит о его изначальной психической нестабильности?
Идолами могут стать и обычные люди. В ряде случаев, это будет означать слепое копирование идеала, в других — преследование и угрозы. Как вести себя кумирам поневоле, чтобы не провоцировать одержимых?