Перепады настроения, отсутствие мотивации в работе, обесценивание достижений, страх смерти — все это считается признаками кризиса среднего возраста. Но действительно у вас наступил критический период или это лишь трудный момент, который быстро сменится чем-то новым и позитивным? Спросим совета у гештальт-терапевта Любови Розенберг.
Когда это происходит?
Синди Кроуфорд скоро исполнится 57, и лишь в прошлом году она почувствовала признаки кризиса среднего возраста. Чтобы принять физиологические изменения в организме и примириться с иным восприятием времени и деятельности, супермодель наняла коуча. «Я начала работать со специалистом. И одна из вещей, которую мы обсуждаем, это время. В частности, мы говорим о моментах, когда я начинаю чувствовать себя зажатой», — откровенничала звезда.
Есть и еще одна привычка, помогающая Синди бороться с дурными мыслями: организованность. График супермодели расписан по минутам, а ее день всегда начинается с тренировки.
По каким признакам можно понять, что человек действительно столкнулся с кризисом среднего возраста? Все индивидуально, но все же — каковы примерные рамки этого кризиса? (в некоторых источниках речь даже не о 40, а о 30 годах)?
«Признаков много, но пожалуй, основным критерием начала кризиса можно считать ощущение своей неуместности. Как-будто ты не там, не тем занимаешься, не с тем общаешься. Состояние инородности, когда не радует то, что прежде было значимым и важным, обесценено то, что прежде мотивировало к новым достижениям и, конечно, ощущение не успеть, не сделать, прожить жизнь зря. Часто говорят, что прежние годы воспринимаются, как исполнение чьих-то желаний, достижение ложных целей. Жизнь для кого-то и для чего-то, где нет меня.
Возраст здесь имеет относительность и зависит от того, когда эмоционально зрелый человек начал вести самостоятельную жизнь. Ведь и физиологически, и эмоционально мы зреем индивидуально. Кто-то в 30 лет уже многого достиг, прошел ступени роста, честно выполнял пожелания родителей и следовал социальным стандартам. Кто-то только начал понимать и сепарироваться от родителей к 40 годам, решив, что теперь может что-то решать сам и отвечать за свои поступки», — пояснила Любовь Анатольевна.
Рождение ребенка или поход на сторону?
Наталья Подольская признавалась, что в 36 в ее душе появились некие терзания, очень напоминающие кризис среднего возраста. От длительных переживаний певицу спас второй ребенок — в 37 она забеременела и ощутила, что счастлива, как никогда. Сейчас звезде 40, и она чувствует себя лучше, чем 10-летие назад: Наталья любит говорить людям, сколько ей, и видеть удивленные лица.
Так можно ли рассматривать желание женщин после 40 завести второго ребенка как попытку выйти из кризиса?
Когда речь заходит о мужчинах и кризисе среднего возраста, стереотипы сразу притягивают негативные примеры, когда представители сильного пола изменяли женам и уходили из семьи и молодым любовницам. Так, Михаил Богдасаров бросил супругу после 22 лет брака ради избранницы Виктории.
«Это был вообще год кардинального переворота в моей жизни. Я вдруг разочаровался в актерской профессии. Мне хотелось большего. Как это часто бывает у мужчин, стало скучно и захотелось приключений. И, конечно, это повод для того, чтобы начать знакомство с Викторией», — рассуждал Богдасаров.
Через пять лет артист отдалился от любовницы и вернулся к жене, но вот в его исправление мало кто поверил: вскоре 24-летняя девушка заявила о связи с актером.
Считается, что измены «помогают» осознать собственную привлекательность, поэтому и становятся частым явлением в период кризиса среднего возраста. Но действительно ли адюльтер — это средство для решения проблемы? И касается ли это только мужского гендера?
«В кризис среднего возраста наряду с поиском своего предназначения в жизни присутствует и поиск своей идентичности в возвращении себе женственности или мужественности. Женщины к этому возрасту уже в совершенстве освоили роль матери, жены, еще не забыли и роль дочери, подруги, но! Подзабыли о своей женственности, собственных потребностях, нереализованных мечтах и запрете на маленькие женские радости.
Мужчины годам к 40 всецело погрузились в роль отцов семейства, достигли определенных результатов в карьере, (построили дом, родили сына, посадили дерево), поняли, что благополучие семьи зависит от них. Обязательства есть, а свободы нет… Именно поэтому в этот возрастной кризис и женщины, и мужчины склонны к изменам как к простому способу доказать себе/вспомнить о том, что прежде всего — они женщины и мужчины», — пояснила психолог.
Норма или отклонение
В 2018-м СМИ заговорили о кризисе у Дэвида Бекхэма: футболист сделал пересадку волос, увлекся экстремальными видами спорта и ночи напролет тусил с 19-летним сыном в пабах.
Помогает ли общение с юным поколением почувствовать себя моложе? При этом зачастую друзьям детей такая активность может показаться жалкой, а значит, ставит ребенка в неловкое положение.
Воспринимать ли кризис как норму и вариант для развития чего-то нового? Какие способы борьбы с подавленным состоянием в кризис среднего возраста мы можем посоветовать?
«Нужно понимать, что почти половину жизни человек отдает на получение навыков, реализацию родительских установок и следование социальным нормам и стандартам. Все должно быть, как у всех и как учили мама и папа. Именно к середине жизни человек вдруг осознает, что для себя он еще и не начинал жить. Кто он, зачем все это было сделано и сколько времени у него есть, чтобы наверстать упущенное? Экзистенциальный вопрос, ответ на который каждый ищет по-своему.
С кризисом среднего возраста не нужно бороться. Примите его как точку обнуления и начала нового отсчета. Разрешите себе начать жизнь сначала. Поменяйте сферу деятельности, займитесь совершенствованием своего тела, вспомните детские мечты, влюбитесь заново в своего мужа или жену и будьте счастливы еще много-много лет по-настоящему, по-своему!» — советует Любовь Розенберг.