Солнечные, праздничные наряды в сериале, летящие юбки, вызывающие декольте — пока девушки-военнослужащие не надевают свою строгую форму, кажется, что зритель попал не в гарнизон, а на карнавал. Конечно, праздничная феерия 70-х была сильным впечатлением, но в Советском Союзе это был один из периодов тотального дефицита. Как же модницам удавалось выходить из положения?
Художник по костюмам сериала Изольда Порхунова уверена: десятилетие было ярким — от стиля хиппи до сафари, и в финале — стиль диско. Естественно, нельзя было ничего «достать», а если такая возможность и появлялась — импортная обувь и одежда из Польши, Великобритании, ГДР, Чехословакии стоили непомерных денег. Но когда это останавливало настоящих модниц?
«Тогда все, кто хотел быть модным, одежду шили, красили, варили либо сами себе, либо пользовались услугами портных и ателье. Новинки и самые модные вещи были у тех, кто работал с иностранцами, у военных, служивших за границей, ученых. А вдохновляли тогдашних модниц итальянские и французские фильмы и журналы», — рассказала «СтарХиту» Изольда Порхунова.
Начнем с самого шикарного — с шляпы. И у Александры Никифоровой, и у Нины Усатовой в сериале — сногсшибательные головные уборы. Как не вспомнить элегантную Софи Лорен в такой же шляпе с широкими полями? Нина Усатова подчеркивает, что роль всегда идет от костюма: «Надеваешь корсет и по-другому сидишь, говоришь, этикет другой, а в костюме нищенки все полностью меняется. Внутреннее и внешнее друг другу помогают».
Конечно, в шляпе и вечернем туалете ее героиня — матушка комдива Кузина (Максим Аверин) — выглядит как дама из высшего света. А все потому, что костюмы для Усатовой шили по эскизам ее родной тети, которая была женой офицера из военного городка.
«Абсолютным рекордсменом мужской моды была нейлоновая рубашка: их носили абсолютно все. В большинстве случаев, рубашки были белыми, но их можно было покрасить в химчистке», — продолжает художник по костюмам.
Раздобыть костюмы для «Невесты комдива» было нелегким делом. За пятьдесят лет дефицит модных вещей 70-х годов прошлого века приобрел ужасающие размеры, и их почти не осталось. «Пришлось воспользоваться личными запасами, богатствами из «бабушкиных чемоданов». Костюмы изготавливали из отрезов того времени, отшивали по лекалам из журнала «Бурда моден», и некоторых журналов домов мод Риги и Франции. Мне удалось найти отрезы тканей у родственницы жены посла одной дружественной державы, бывшего в должности в те годы. Что-то пришлось перекрашивать, восстанавливать аксессуары. С военной формой помогли специализированные склады. Помощь военных консультантов была просто неоценима», — признается Порхунова.
Конечно, в южном гарнизоне многое из того, что художник по костюмам называет «писком моды 70-х», не увидишь. Не встретишь на девушках кофту-лапшу, обувь на платформе, не увидишь на улице лакированные ботфорты, сапоги-чулки... Но зато клеш и мини в «Невесте комдива» представлены неплохо. Брюки-клеш у моряков и мини у девушек-военнослужащих — абсолютно в канонах моды! Мини-юбки потрясают элегантностью, и более сексуальной формы, чем у девушек-связисток, трудно себе представить. А ведь это все по Уставу, строго в соответствии с правилами ношения военной одежды.
Но все же верх элегантности и соблазна в одежде — это купальник 70-х на Яне Крайновой. Особой роскошью было найти аутентичный купальник. По словам самой актрисы, ей пришлось заходить в нем в воду, и, конечно, в отличие от современных бикини по нему сразу заметно, что он побывал в воде. Видимо, те купальники предназначались скорее для приема солнечных ванн. При этом, конечно, купальный костюм исключительно элегантный — слитный, с драпировками, желто-голубой в цветочек, лиф по моде тех лет сшит конусом. В широких солнцезащитных очках, деревянных сабо и этом купальнике Яна выглядела как Мэрилин Монро.
Не зря сама актриса призналась, что очень любит одежду того периода, потому что они напоминают ей мамину молодость. Когда Яна однажды бросила взгляд на себя в зеркало перед съемкой, ей показалось, что на нее смотрит юная красивая мама в красном сарафане, с завитыми волосами — оказалось, что они очень похожи. Кстати, и зовут маму так же, как и героиню Яны Крайновой — Лариса. А когда ее героиня ждет капитана у входа в кинотеатр, она ходит туда-сюда на фоне плаката «Служебный роман» в своем лучшем красном костюме: юбка, жакет, лодочки, и выглядит это, по словам самой Яны, как абсолютный референс к образу Жаклин Кеннеди.
К слову, в каждый нарядный ансамбль обязательно входили туфли и сумочки. Если шляпы позволяли себе носить особо элегантные дамы, то уж сумочки и обувь были must have для всех модниц, в любом возрасте.
Фото: пресс-служба