Битники, хиппи, эмо — все они так или иначе противостояли общекультурным ценностям. В последние годы общественность все чаще встревоженно говорит не о готах и киберах, а о фанатах аниме. Так ли вредно и опасно это направление, и кого еще мы причисляем к неформалам, поговорим с гештальт-терапевтом Любовью Розенберг.
Вредные мультфильмы?
В конце февраля в московском ТЦ «Авиапарк» произошла массовая драка между офниками — околофутбольными фанатами, привыкшими решать проблемы силой, — и так называемыми представителями «ЧВК Редан». Последние увлекаются мангой Hunter х Hunter, где группировка опасных наемников носит одежду со знаком паука. Соответственно, любителей аниме можно узнать по клетчатым штанам, длинным волосам и тому самому знаку на спине.
«Редан» — это коллекция вещей, выпущенная одним российским дизайнером на основе аниме, которые покупали подростки, относящиеся к субкультуре «дед инсайд» просто потому, что вещи красивые. Подростки стали организовывать чаты «Редан» в соцсетях, чтобы обмениваться ссылками, где что купить из этой и других коллекций в стиле аниме, и выкладывать фото… Это такая группа подростков 15 лет, которые вместе собираются, гуляют», — поясняла одна из участниц комьюнити.
По факту массовой драки завели уголовное дело, а так как еще в ряде городов случились столкновения представителей «Редана» с агрессивно настроенными подростками, общественность заключила, что анимешники сделали своей целью борьбу с ущемляющими их права сверстниками. На самом деле, как правило, именно длинноволосых ребят, любящих японские мультфильмы, обычно избивали, насильно стригли и унижали на камеру. Админы групп во «ВКонтакте» пояснили, что они не призывают ни к потасовкам, ни к проявлениям национализма, ни к суициду или политическим спорам, а те, кто делает подобное от их имени — хайпуют. Кроме того, приставка «ЧВК» отвалилась из названия комьюнити — ребята отметили, что и добавляли-то ее в качестве неудачного прикола.
Некоторые депутаты постоянно поднимают вопрос о вредности аниме как депрессивно-агрессивной культуры. Но так ли это на самом деле? Ведь зачастую японские мультфильмы еще и полны философии и затрагивают важные моральные аспекты. Так можно ли утверждать, что запрет аниме снизил бы уровень напряженности в подростковой среде?
«Прежде чем рассуждать о вреде или пользе чего-либо в жизни подростков, необходимо принять во внимание, что переходный возраст характеризуется сепарацией от родителей. Заканчивается период послушания и следования родительским советам и правилам. Начинается поиск аутентичности, формирования собственных взглядов, поиск кумиров и авторитетов среди сверстников и любимых героев. Можно сказать, что формирование отличий чаще всего исходит от отрицания внешних ориентиров. Согласитесь, это происходит абсолютно по-детски быстро и действенно. Сделал другую стрижку, надел одежду, проколол нос или ухо, и вот ты уже не маменькин сынок или дочка, а член группы, объединенной общими интересами. Ну почти взрослый!» — пояснила Любовь Анатольевна.
Такое поведение детей старшего возраста не является чем-то новым. «Подросткам нужны новые ориентиры и цели, отделяющие их от родителей и помогающие почувствовать себя частью группы сверстников. Из жизни школьников СССР можно вспомнить Тимуровские команды, пионерские и комсомольские отряды. Да, это было частью идеологии, но ведь нельзя отрицать, что цель объединения и формирования будущего поколения достигалась весьма эффективно.
Великие творения Миядзаки и его последователей уже много лет объединяют подростков России в отдельные группы косплея, а сейчас — «Редан». Если их запретить, то тут же появятся новые кумиры и новые течения в субкультуре. Нельзя запрещать, не дав взамен ничего столь же интересного и объединяющего. Такие запреты не могут быть полезны и сколь-либо действенны», — уверена гештальт-терапевт.
Как вести себя родителям, чей ребенок увлекся косплеем и жизнью персонажей аниме настолько, что отдалился от реальности? Советовать альтернативы, интересоваться, почему это так важно, ограничивать?
«Родителям не нужно паниковать и запрещать подросткам пробовать на себе разные способы проявления в жизни. Когда еще можно будет поисследовать, рискнуть?
Если родители видят, что субкультура захватила подростка и оторвала от реальности, то нужно предложить сыну или дочке что-то не менее интересное, но уже не из категории «Давай вместе», а скорее из отдельных взрослых увлечений. Это может быть и первый заработок как реализация собственных продуктов, музыкальное творчество, волонтерство. Помогите найти референтную группу сыну или дочке, поддержите деятельность и станьте первыми фанатами вашего ребенка. Осуждение и критика, конечно, ускорят процесс сепарации, но не факт, что вернут потом взрослых детей в гармоничные отношения с родителями», — заключила психолог.
Субкультура или нет?
Сейчас идут споры о том, можно ли вообще назвать «Редан» субкультурой или же это просто объединение подростков по интересам — одежда, манга, взгляды на жизнь. То же самое говорят и о фанатах татуировок — одни считают это субкультурой, другие — нет.
Так, сын Елены Яковлевой Денис Шальных известен как культурист и любитель нательной живописи — даже на лице парень набил рисунок в виде гроба, о чем впоследствии пожалел. Есть ли какие-то критерии признания субкультуры таковой?
Большинство эмо вовсе не собирались убивать себя, а пропагандировали остроту чувств и слушали печальный рок, готы интересовались мистикой и использовали тактику пассивного эстетического протеста против стереотипов. А вот радикальные панки и скинхеды, уйдя в подполье, сблизились с криминальными элементами и стали представлять реальную опасность.
Последнее движение принудительно запретили, ну а панки утратили протестность, став мейнстримом. Если же мы говорим об эмо, миролюбивых, но мрачных готах и юных анимешниках, то именно они обычно становятся жертвами общества — агрессоры могут побить таких подростков просто за стиль одежды. Выходит, в какой-то мере объединение в группы помогает ищущим себя тинейджерам выжить в мире, который их не понимает.
Но помогает ли вхождение в субкультуру саморазвитию? Или речь, наоборот, о блокировании индивидуальности за правилами группы?
«Правильнее будет сказать, что это развитие индивидуальности в рамках субкультуры. Способствует ли оно саморазвитию? Конечно да! Поиск себя, проба собственной аутентичности через инаковость и отличие от других людей, безусловно, относится к способам познания и принятия. Эмоциональная зрелость как результат взросления и развития человека определяется в том числе и его свободой выбора, отсутствием клише и выработкой собственных убеждений.
Ну а то что касается агрессивности и девиантного поведения последователей некоторых субкультур, то здесь, конечно, необходимо принимать все меры органам правопорядка и социальным службам, вести воспитательную работу с подрастающим поколением с целью направления такого мощного потока активности и энергии в русло созидания и самореализации. От каждого из нас зависит, каким будет наше будущее, так давайте сделаем максимум для того, чтобы оно было безопасным, но разносторонним; ярким, но без крови; счастливым по-своему для каждого из ребят, которые сейчас выбирают и создают свою идентичность», — резюмировала наш эксперт.