*Михаил Шац признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ от 02.09.2022.
Настоящий материал (информация) произведен и распространен Шацем Михаилом Григорьевичем либо касается деятельности Шаца Михаила Григорьевича. 18+
На фоне политических событий и гражданской активности Михаил Шац* принял решение перебраться в Израиль. Новая жизнь и перестройка карьеры дались 57-летнему шоумену нелегко.
«Для меня тяжело само понимание, что я не могу в любой момент сорваться и съездить домой, потому что знаю, насколько это неоправданный риск. Угнетает, что скоро Новый год и я начинаю думать: „Господи, как же хочется под Питер, в какой-нибудь уютный деревянный домик“, но нет… Вот такие вещи периодически накатывают. Единственный рецепт борьбы с этим — нагрузить себя максимально, чтобы не хватало времени на эмоциональные горки, которые преодолеваю восьмой месяц», — говорил артист в прошлом ноябре.
Вместе с Михаилом в Израиль переехала и 24-летняя дочка Соня. По мнению звездного папы, именно ей в данной ситуации пришлось тяжелее всего. «Она в том возрасте и состоянии была, когда жизнь вдруг стала интересно развиваться. Ей было хорошо в Москве последние годы. Что-то начало сдвигаться в понимании, чем она хочет заниматься, что делать. Ее на взлете сбили и пришлось уехать», — делился Шац.
Переезд в другую страну — один из самых сложных вариантов выхода из зоны комфорта, ведь человек теряет привычное окружение, а порой и родной язык. Далеко не все приобретают навык жизни за границей и удачно ассимилируются. От чего же зависит успех эмиграции: от склада характера, уровня оптимизма и упорства?
«Чем старше человек, тем сложнее ему даются любые изменения. Ребенок легко выучит язык и ассимилируется в новой культуре, полюбит и примет другую страну. Но и это не всегда, так и пример с дочкой Михаила Шаца тому подтверждение. Если же говорить о самом шоумене, то его ностальгия намного сильнее, так как и отказался он самостоятельно от многого. Привычка — вторая натура, так иногда говорят, и я с этим согласна. Зона комфорта — это привычная сфера обитания, где все понятно, известно, даже если и не всегда хорошо. За годы жизни мы привязываемся к определенным местам, к людям, к привычной пище, работе и многому другому, из чего складывается быт.
Для успешной ассимиляции в другой стране необходимо найти адекватные замены тому, что было важно, на прежнем месте обитания. Обустроить свой комфорт, исходя из потребностей и интересов в жизни. Еще очень важно научиться не сравнивать, а планомерно заниматься освоением нового пространства, культуры, находить то, что нравится. Израильтяне часто говорят, что вы не сможете жить на Земле Обетованной, если не полюбите и не примите ее всем сердцем. Думаю, что это относится ко всем странам, которые сейчас стали убежищем для эмигрантов из России. И склад характера, и оптимизм, и упорство, безусловно, влияют на темпы ассимиляции в новой стране, но ностальгия будет. Вначале — на уровне сравнения и отрицания, затем — депрессии, и только потом человек сможет найти свое место и начать полноценную жизнь», — подчеркнула Любовь Розенберг.
Вероятно, возраст тоже имеет значение, и считается, что молодым переезды даются легче. Но так ли это на самом деле, ведь Соне, по словам Шаца, наоборот пришлось сложнее?
«Легко — детям до переходного возраста, но как только подросток начинает социализироваться и обрастать друзьями, связями — ему очень тяжело отказываться от достигнутого, терять только что найденные опоры и референтную группу, где ему было комфортно.
Для молодых людей их окружение играет даже большую роль, чем родители, поэтому и адаптация в иной культуре будет непростой. Долгое время будет присутствовать ощущение инаковости, своей чужеродности и неуместности. К тому же нужно совершенно по-иному планировать свое будущее, и чаще всего это сказывается на постановке целей, которые скорее будут направлены на выживание, а не на высокие достижения», — отметила Любовь Анатольевна.
Различные экстремальные проекты буквально созданы для выхода из зоны комфорта. Сотни людей приняли участие в «Гонке героев», ну а звезды шоу-бизнеса испытывали себя в «Факторе страха» и «Форте Боярд». Иван Пышненко отмечал, что рискнуть захотел сознательно, чтобы вырваться из повседневной рутины.
«Когда у тебя двое детей, хочется сигануть с парашютом, а не сидеть дома. Но семьей дорожу, не буду лишний раз рисковать жизнью. Знаю, что на проекте каскадеры подстрахуют, все подготовят, и на самом деле это не так страшно, как кажется по телевизору», — подчеркивал Иван.
Бывшая солистка «Стрелок» USTINOVA приняла участие в проекте «ПЕСНИ» после 30, когда уже стала мамой двоих детей. После первого выступления артистка разрыдалась и не могла успокоиться два часа — настолько ее накрыло волнение. «Победа совсем не важна. Кто попал в проект, тот уже выиграл. Я просто хочу показать свой материал — это главная цель. Даже если это будут всего лишь две песни. Тот эфир, который был, уже многое дал лично мне. Да, я вышла из зоны комфорта, но была предельно честна, не играла. И ни о чем не жалею», — рассуждала позднее певица со «СтарХитом».
Дискомфорт испытывают на подобных шоу и звезды первого эшелона – Дима Билан настрадался в «Маске» на НТВ, ведь его костюм был одним из самых тяжелых и теплых. Артист похудел на несколько кило, но все равно остался доволен полученным опытом и победой, разделенной с Сергеем Лазаревым. «Я много знаю про конкурсы, я все в них разгадал, но «Маску» воспринимал как соревнование с самим собой, с предыдущей версией себя, что ли… Это важно, чтобы развиваться и иногда выходить из зоны комфорта», - заключил певец.
Можно ли отнести поиск острых ощущений, занятие экстремальными видами спорта и участие в стрессовых конкурсах попыткой выйти из зоны комфорта?
Многие коучи представляют зону комфорта как болото, ведущее к скучной рутине. Но что, если отсутствие стрессов и размеренная жизнь вас устраивает, а бросать все и бежать «побеждать свои страхи» — кажется болезненным и ненужным опытом?
«Нет ничего одинаково полезного и нужного всем людям. Сколько бы советов и „правильных установок“ ни давали наставники, коучи, бизнес-тренеры, психологи и прочие авторитеты, призывая на разные ретриты и подвиги преодоления — подумайте, насколько это нужно ВАМ лично. Запомните одно простое правило: все, что вы слышите в виде советов и рекомендаций, подлежит ассимиляции, то есть перевариванию и усвоению только того, что вам нужно. Как только вы принимаете решение следовать чьему-то совету, так вся ответственность за последствия ложится на ВАС. Не все страхи нужно побеждать, не все опыты усваивать. Слушайте себя и живите так, как удобно вам», — пояснила психолог.
Есть мнение, что выход из зоны комфорта — сродни шоковой терапии, так что несет больше вреда, разочарования, депрессии — чем пользы. Так всегда ли движение от плохого к хорошему требует жертв и испытаний, или же такая трактовка — путь к неврозам? И не лучше ли постепенно искать точки роста и развития, чем вводить себя в стресс?
«Шоковая терапия» может быть нужна как экстренная помощь, как запуск сердца у больного после его остановки. Но далеко не все испытания делают человека сильнее, некоторые могут и сломать, погрузить в долгую депрессию, в разочарование собой и снижение самооценки. Постепенный поиск точек роста и развития тоже может быть неэффективным, если привычным образом жизни является прокрастинация и самооправдание.
Я не могу что-то конкретное советовать или излагать как единственно необходимое условие роста и развития. Но я точно знаю, что самые нужные и важные испытания для получения опыта и появления точек роста каждому из нас с большим уважением предоставляет наша жизнь. Все, что требуется — принимать и проходить эти испытания с достоинством, делая необходимые выводы и становясь сильнее. Нужны ли вам дополнительные стрессы — решайте сами», — заключила наш эксперт.