С популярным актером, а в последнее время еще и успешным режиссером и продюсером Антоном Богдановым мы встретились на фестивале «Алые Паруса Артека» в Крыму: там он впервые представил свой новый фильм — «Иван Семенов. Большой поход». А 28 сентября картина отправилась в свой большой поход-прокат по стране.
Первая часть приключений рыжего хулигана была встречена зрителями на «ура», обеспечив создателям хорошие сборы. Поэтому и решили снимать продолжение. На этот раз школьная любовь Ивана, Танечка, уезжает учиться за границу, и подросток всеми силами пытается предотвратить разлуку. В конце концов, он вместе с друзьями отправляется к шаману, который исполняет желания. Но теперь мальчику предстоит сделать непростой выбор и решить, что для него важнее.
Хочу первым делом, наконец, спросить — откуда травма на носу? Неделю стеснялась, но теперь могу на правах интервью.
Я за два дня до вылета сюда на съемках продолжения сериала «Полярный» упал мимо мата. Телом — куда положено, а лицом промахнулся. Нормально так бахнулся, но ничего страшного. Слава богу, без перелома, просто содрал кожу. Но море лечит, поэтому за несколько дней уже почти все затянулось.
Вот интересно, ты приехал в «Артек», тут много детей. Какие наблюдения — тебя по «Пацанам» узнают, по «Елкам» или по каким проектам?
А по-разному. Обычно по «Пацанам» узнает более старшее поколение. И да, от некоторых ребят я даже слышал избитую фразу, мол, «я на вас вырос», я к этому привык. Но очень многие смотрели «Т-34», «Огонь». На мастер-классе было много вопросов про съемки как раз этих двух фильмов: спрашивали, как устроен танк, как снимали пожарище, там же сложные технически моменты, раскрывал им секреты. Кто-то один сказал «спасибо» за «Елки». Так что я рад, что молодое поколение идентифицирует не только по «Пацанам».
А вообще слава «реального пацана» не утомила?
Мне кажется, я вовремя ушел. Понимал, что есть опасность застоя, поэтому покинул проект, сильно потеряв в деньгах, оставшись без зарплаты и съемок примерно на год. Я осознавал, на какие жертвы иду. Но я мужик, справился, тут можно не жаловаться. А так, от «Пацанов» еще эстимейты имеются до сих пор: я мотоциклист и зачастую гаишники на мотоциклах как раз смотрели этот сериал, бывает, отпускают, говорят, «ладно, братан, все в порядке». Есть какие-то такие приятные моменты, недавно даже испугался, что скоро их не будет. Все же позабывается со временем… Как же я буду без них выруливать! (смеется) И скидки да, часто делают, и где-то можно документ забыть, узнают, «здравствуйте, Антон». Но, ты знаешь, мне кажется, накопилось и другого материала, других больших ролей, и к моему имени уже необязательно добавлять «рыжий из «Пацанов». Многие уже смотрели мои картины как режиссера, что тоже срабатывает. Кто-то знает по социальной деятельности, кто-то по волонтерству и благотворительности.
С кем-то из сериала поддерживаешь связь, все-таки столько лет вместе провели?
Конечно, правда, мы и тогда общались не так много. Когда все только начиналось, мы были мелкие, вместе тусовались, а потом, в процессе проекта, многие поженились, родили, и как-то съемки стали просто съемками. Я близко дружу с Игорем Ознобихиным, наши дети дружат, с Вовкой Селивановым иногда созваниваемся, на концерт меня недавно приглашал. Про Колю Наумова с Зоей Бербер давно ничего не слышал. С Машей Скорницкой мы вообще в одном спектакле играли два года, стабильно встречались раза три в месяц, много гастролировали. Так что есть и связь, и поддержка. На премьеру первого «Ивана Семенова» я всех звал, но никто не пришел.
Вот те раз. Почему?
Даже не знаю, сослались на дела. Ознобихины только не пропустили, конечно же, как преданные товарищи. Я не обиделся, было как-то не до этого: пришли другие ребята мои — из «Танка», из «Т-34». Оттуда у нас с парнями осталась хорошая связь. Когда какая-то премьера, баня или беда у кого-то, не дай Бог, сразу созваниваемся, пытаемся помочь, если требуется участие.
В обоих фильмах про Ивана Семенова в роли бабушки у тебя снялась Мария Шукшина. Ты говорил, что даже прошла обычный кастинг. Как вообще с ней работалось?
Ой, она большой профессионал. Все время уговаривала меня перейти на «ты», но я так и не смог, шутил: «Мария Васильевна, с тобой я буду на „вы“!» Иногда проскакивало, конечно, она в конце уже смеялась, мол, «заколебал». На съемках дети, они сразу очаровывают, и Шукшина, конечно же, влюбилась в нашего Рому (исполнитель главной роли Роман Погорелов). Он дарил ей цветы — ходил в поле, рвал, приносил: «Мария Васильевна, это вам!» Она в ответ: «Господи, ну что за джентльмен такой!» Шукшина очень добрый человек, прекрасная мама и бабушка. С огромной любовью рассказывает, как, к примеру, у нее дети завалили экзамен, ругается любя: «Засранцы!» Помню, просил сделать построже поведение бабушки в некоторых эпизодах. И удивлялся, что она моментально чувствует, как надо. Камера включается — готово.
В общем идеальный сотрудник без претензий и повышенных требований?
Требования у нее стандартные, адекватные для заслуженных артисток ее уровня. Не могу сказать, что там есть что-то сверхъестественное. Но так как я сам в шкуре актера много лет и остаюсь в ней по сей день, знаю, насколько тяжело работать в дискомфорте, насколько ты сразу закрываешься. Поэтому как продюсер и режиссер всегда сам подхожу, знакомлюсь, сразу все узнаю. Заморачиваюсь, чтобы у нас было правильное питание, чтобы были не замызганные вагончики. Да, это дороже, но зато все получают нормальные условия.
У Марии Васильевны при этом непростой характер, если ей что-то не по душе, за словом в карман не полезет... Случалось быть свидетелем?
Да, она и правда молчать не будет. Мы с ней тут оказались вместе на фестивале, я впервые с ней куда-то поехал в таких неформальных условиях — и вино пили, и общались. Она ратует за детей, за воспитание патриотизма. Да, возможно прозвучало немного резко, зато она честно пожелала начинающему смотру улучшить программу. Попробую воспроизвести суть. «Ребят, ну что здесь оценивать? Что здесь я, заслуженная артистка, которую сюда позвали, должна оценивать? Фильмы все есть на платформах, их все смотрели, им уже по два года. А конкурсная программа должна быть из неизвестных картин, из проектов молодых режиссеров! Чтобы для них был какой-то трамплин, шанс полететь дальше. Да, Саша Котт большой режиссер, но он, наверно, и не в курсе, что что-то тут взял. У него этих призов полным-полно!» Еще сказала, что программа чересчур коммерческая — состояла сплошь из блокбастеров, которые все собрали. Мария Васильевна человек практичный, искренне и публично озвучила мысли. Не по делу она никогда ничего хаять не будет.
А для тебя награды вообще важны?
Да, конечно, сейчас особенно. Это ведь повод заявить о себе. Мы пока все равно еще работаем над продвижением нашей молодой кинокомпании в целом на рынке. Я и как человек обожаю побеждать, как Стрелец по гороскопу. Всегда приятно выйти и что-то получить — значит, твой труд оценили какие-то кинокритики, режиссеры, коллеги по цеху. Благодаря этому фундаменту становишься увереннее в самом себе, как в режиссере и продюсере, набираешься авторитета, опыта, смелости.
Собственной компанией ты обзавелся несколько лет назад, сразу все пошло как по маслу или столкнулись с трудностями?
«Проспект мира» мы открыли с одногруппником Михаилом Шулятьевым — специально под детское кино: он — креативный продюсер, я — генеральный. Когда придумали «Нормальный только я», поняли, что кому-то отдавать не хочется, надо делать свое. Давно к этому шли, горели идеей именно кинопродакшна. О нас уже говорят, я часто езжу на профильные форумы, слышу, как упоминают название, оборачиваюсь. Просто не все еще знают, что это наша компания. Удивляются, мол, а это ваша, а мы так наслышаны, молодцы. Приятно. Все три проекта, которые на сегодняшний день есть, слава Богу, имеют положительную репутацию. Даже не в сборах дело, хотя и они неплохие. У нас на площадке всегда невероятно теплая атмосфера, почему о нас такие положительные отзывы — среди операторов, режиссеров, сценаристов, гримеров… Все же друг другу передают. Часто на проектах, где я снимался, было тревожно и напряженно, жесткая дисциплина. У нас с ней, наверно, не все в порядке, зато весело. Но стараюсь держать контроль, потому что с детьми по-другому нельзя. Первый фильм, увы, провалился, он все-таки специфический, про ребят-инвалидов… Плюс прокат был очень ограниченный, всего 110 копий — собрали мы 5-6 миллионов. Конечно же, ушли в минус, пришлось почти три года отдавать долги — спасибо замечательных сборам первого «Ивана Семенова». Так что времена были разные, сейчас вот тоже непростые — мы сильно сократили зарплаты, у себя и у Миши я их вообще убрал. Это наш вклад в компанию. Только-только вышел «Большой поход» — надеюсь, он понравится зрителям.
Главный герой, наверно, в чем-то списан с тебя самого? Внешне даже похож.
Ромка на самом деле попал на съемки случайно, в последний момент. Должен был играть другой парень из Екатеринбурга. Я по всей стране проводил кастинг — в картине ведь обыкновенные ребята из разных городов. Мы привезли часть героев в Москву на ансамблевые пробы, и тут появляется Ромка, который, как всегда это бывает, с кем-то за компанию пришел. Спросили у него, не хочет ли поучаствовать. Тот испугался, что придется с другими соревноваться. Но явился на финал проб. Играли сцену с Танечкой (Софья Грузенко): в силу возраста ребята обычно стесняются друг друга как мальчик и девочка, а Ромка вообще нет, сразу обнял. В общем все стало понятно. Самое удивительное, что Александра Лойе на роль его отца утвердили сильно раньше. А они же как две капли воды! Если открыть фото Саши в детстве — вылитый Рома. Когда он киношного сына впервые видел, обалдел, отвел меня в сторонку и говорит: «А где его мама?» Я показываю на женщину в сторонке, он выдыхает: «Фух, не знакомы!» (смеется)
В фильме «Огонь» ты снимался с Константином Хабенским. И потом удивительным образом заполучил его в свой дебютный режиссерский проект — как удалось?
Мы подружились. Он нереально всегда занят, но любит хороший материал, не отказывается сниматься иногда в малобюджетных картинах. Для него главное качество. Зачастую ведь зовут просто ради имени, ему такое не нравится. У нас на «Огне» было много ночных смен — около 19 подряд, и вагончики стояли напротив друг друга в чистом поле. А что ночью делать, когда ты не в кадре? Сидеть чаи гонять? Он выглядывал, стучал ко мне и приглашал в гости. Потом я уже просто так заходил, зная, что Константин Юрьевич там — так и коротали время каждую ночь. Больше никто особо не присоединялся. Я уже думал, что он наверняка скоро устанет от моих вопросов! А Хабенскому наоборот было радостно, он кучу историй вспомнил из своего начинания, становления, дружбы с Гармашом, Пореченковым. Хохма на хохме. А я как раз рассказал на словах сценарий «Нормальный только я». Он тогда еще не был до конца готов, да и денег не было. Стоил проект немало, мы пытались просить у дамы-мецената, которая занимается волонтерством и социальной политикой в Перми, она отказала. Но предложила небольшие средства, чтобы снять 1-2 сцены, мол, вдруг поможет. И сработало. Мы сделали 12-минутную историю — удлиненный трейлер, где понятен сюжет. В нем снялся и Константин Юрьевич — абсолютно бесплатно, за идею. Просто спросил: «Сколько надо?» Я попросил полдня. Потом мы, воодушевившись, где могли насобирали бюджет — меньше, чем планировалось, но все же. Звоню Константину Юрьевичу, мол, будем снимать, но с деньгами есть проблемы… Он махнул рукой: «Забей! Но становись в очередь». У него на тот момент параллельно шло несколько проектов. Нам требовалось 4 дня, ему удалось выделить 3, и мы уложились. Тут уже платили гонорар, естественно.
Говорят, что Хабенский совершенно не требовательный, несмотря на статус, это правда?
Да, всегда просто сидит на пластиковом стуле и тихонечко курит. Рядом вода, максимум кофе, иногда он сам за ним ходит. Даже на «Огне», где был огромный бюджет, и можно было требовать все, что душе угодно! К нему периодически подходили ассистенты, интересовались, а Константин Юрьевич отвечал вкрадчиво: «У меня все есть». Я этому научился у него. Мне вообще на людей везет.
А есть те, кто удивил своими запросами?
Ромка Курцын по-доброму смешной — вот ему всегда все надо. Здесь холодно, там жарко, стул жесткий, кофе холодный. Характер у него беспокойный. Все уже привыкли: «Рома ворчит — срочно исправить». Он требовательный в еде, потому что поддерживает тело в прекрасной форме. На съемках нужно было где-то ходить с голым торсом. И вот Курцын возмущался: «Вы хотите, чтобы у меня тут полезло? Я просил вареную курицу! Почему не принесли?» И все ее бежали варить.
В «Елках» ты работал и с Иваном Ургантом, которого сейчас убрали с ТВ. Как с ним отношения сложились? Вы общаетесь?
Мы на съемках почти не пересекались, потому что снималось новеллами, но встречались на записи промо. Ваня порядочный, добрый, большой профессионал, с прекрасным чувством юмора — из каждого интервью делает шоу, все сразу оживают, смеются. Про ситуацию, которая сложилась сейчас, мне сложно что-то сказать, я не следил за деталями. Но если в случае со Смольяниновым или Паниным все ясно, они получили по заслугам, то Ургант — насколько я знаю, в стране, работает, ведет корпоративы, люди его зовут. Может, спустя какое-то время Ваню вернут на телевидение. «Вечернего Урганта» не хватает, и замены не появилось.
Сейчас ты больше занимаешься режиссерской работой, актерство отодвинул на второй план?
Да, наверно, так. Недавно подались в «Фонд кино» с картиной с Константином Хабенским в одной из главных ролей. Меня уже зовут даже сторонние компании снимать их проекты, но не спешу браться, так как много своей работы. На осень прислали хороший сценарий — комедия, там я согласился как актер. Классный материал, действие происходит в одной комнате. Для меня это тоже вызов, интересно. Я не ухожу из профессии, не заявляю о завершении карьеры. Но от многого отказываюсь, имею возможность выбирать. Сейчас снимаюсь в большом проекте «Мы из поморов» с Пашей Деревянко и втором сезоне «Сеструхи» с Олей Картунковой.
На сына хватает времени с таким графиком? Наверно, ради ребенка пришлось многому научиться по хозяйству?
Да, я всегда по сути был рукастым, потому что вырос в 90-е, буквально на улице: мама с папой перемещались с работы на работу, чтобы прокормить семью. Сразу все умел — и гладить, и стирать, и готовить.
Вообще каким Демьян растет? В тебя характером?
Сыну 12 лет, подросток, совсем не хулиган, наоборот — покладистый парень. У него очень хорошее образование в «началке», что дало хорошую базу. 5-6-й класс закончил на «пятерки» и «четверки», а «троек» вообще никогда не было. За оценки я не ругаю, но могу слегка наехать, мол, Демьян, куда ты скатился, почему «тройки» пошли? Хорошо, за четверть не выходило. Я слежу за успеваемостью, это удобно сейчас через приложение. Из секций у него плавание — иногда, правда, приходится заставлять, чтобы спорт в жизни присутствовал. Оно ему, кстати помогает, потому что в деда пошел — большой, высокий: уже выше меня в свои 12 лет, нога 43-го размера. Ну и компьютеры у него, понятно, как у любого мальчишки. Киберспорт любит, в лагерь вот собрался ехать.
Кино не интересуется?
Нет, не горит. В «Нормальный только я» он снялся в эпизодике и в «Семенове». Но, похоже, это тот случай, когда сын видит, как папа во всем этом варится и работает 24 на 7. Как-то не возникает желания повторить.
Со своей любимой девушкой Лаурой вы также воспитываете ее сына Леона. Легко с ним подружился? Между собой дети поладили?
Он вообще прекрасный парень, в доску свой, при этом воспитанный, прекрасно учится, знает четыре языка, интеллигентный. Очень открытый, честный. Если какая-то драка, то первым вмешается. Безумно справедливый. Ему 14, они с Демьяном дружат. Считаю, что у меня два ребенка — старший и младший.
Так, идиллия в семье, вижу, имеется, а свадьба-то когда?
Увидите! (смеется)