Сериал создан по мотивам одноименной повести Джамбулата Умарова. Притча режиссера Ивана Шурховецкого о необычной дружбе дикого волка Абрека, чеченского подростка Халида и русского солдата Володи, которого сыграл Артур Сопельник. Мы поговорили с актером и узнали, как он готовился к роли, с кем советовался и консультировался.
В сериале «Абрек» много удивительных пейзажей. Расскажите, где проходили съемки?
Снимали в Чечне, Москве и ближайшем Подмосковье. Самые запоминающиеся в плане пейзажей и натуры съемки, конечно же, были в Чечне. За две недели мы исколесили все самые знаковые, умопомрачительные и сумасшедшие места, вплоть до вершин гор, водопадов — все засняли. Невозможно словами описать эту красоту! Я надеюсь, в кадре хоть чуть-чуть будет передан этот масштаб, этот полет, в который погружаешься, находясь на обрыве. Это действительно безумно красивые кадры. Искренне завидую людям, которые будут смотреть картину впервые.
Роль сапера Володи вы посвятили папе. Был ли какой-то особенно эмоциональный момент во время съемок?
Я звонил отцу, консультировался. Мы не один вечер провели в разговорах. Он рассказывал, как работал, как все было раньше. Я ему рассказывал, какой у нас реквизит. Папа отмечал: «Нет, это не то! Надо сделать по-другому!» Ну вы понимаете, что люди, которые от и до знают свою профессию, всегда начинают поправлять и говорить, как на самом деле лучше. В этих дебатах мы проводили вечера. Плюс на площадку приезжали ребята-саперы, которые тоже помогали, подсказывали, так что не было какого-то одного эмоционального момента. Скорее, к ним можно отнести все наши телефонные разговоры с папой.
Как бы вы охарактеризовали или описали главную мысль картины? Про что она?
Мне кажется, лучше Алексея Троцюка (продюсер сериала, автор сценария, — прим. «СтарХита») никто не скажет и не опишет. Притча о ненависти, которая возбуждает раздоры, о силе любви и настоящей дружбе. Наверное, это самое простое и… непростое описание данной картины. Каждый из нас поймет ее по-разному, но в итоге она приведет к единому знаменателю.
В фильме ключевая «роль» принадлежит волку по кличке Абрек, и вы с ним отлично ладите. А у вас есть домашние любимцы?
Да, конечно. Не считая того, что у моей мамы умопомрачительный йоркширский терьер по кличке Теффи, с которым я практически прожил молодость, у нас в семье есть собака Булка и кошка Ириска. Они прекрасно уживаются вместе, играют и доставляют нам с женой колоссальное удовольствие.
В мире стало слишком много злобы, зависти и агрессии. Что нужно сделать, чтобы люди стали добрее? Какие правильные мысли донести до младших поколений?
Мы так привыкли озираться и тыкать пальцем в тех, кто что-то делает неправильно, что абсолютно перестали следить за собой. А ведь это необходимо в первую очередь: следить за своим языком, манерами, поведением. Недаром говорят: как ты относишься к людям, так и они к тебе. То же касается и молодого поколения. Они, как губка, все впитывают, наблюдают, смотрят. И невозможно учить их каким-то нравственным вещам, если сам их избегаешь. То есть нужно менять себя. Тогда, думаю, спустя время можно будет увидеть результат. Читать умные книги, смотреть хорошее кино, общаться… Если соблюдать эти простые правила, то и мир станет лучше, и люди добрее.
Ваша карьера взлетела после первых серий «Кадетства», часто ли вспоминаете тот период своей жизни?
Не могу сказать, что часто вспоминаю, но, как ни крути, жизнь циклична, и периодически я возвращаюсь в тот период. То какие-то разговоры, то встречи. Я с теплотой отношусь к тому времени — оно было потрясающее, оно закаляло сталь, потому что тот график, в который мы, будучи 15-летними ребятами, вписались, чтобы получился действительно классный сериал, сейчас выдержат немногие. У нас были спартанские условия. И смело можно сказать, что мы все стали воинами-спартанцами после «Кадетства». По-хорошему, конечно. Мне до сих пор пишут поклонники сериала. Также встречаю людей, которые вспоминают проект, и, разумеется, это теплым-теплым отголоском отзывается в моей душе.
С кем из той команды актеров поддерживаете общение?
К сожалению, годы берут свое и 18 лет, прошедшие с «Кадетства», расставили все точки над «i». Из всей команды переписываюсь и созваниваюсь с Артемом Тереховым. Как мы, в принципе, давным-давно дружили, общались, так же стараемся делать это и по сей день. Конечно, звонки происходят редко, встречи — еще реже. С другими же совсем мало контактирую. С кем-то не виделся уже лет 10. Тем не менее я уверен, если где-то пересечемся, никто не будет отводить взгляд в сторону. С теплом поздороваемся, спросим друг друга, как дела — и это будет искренне и по-доброму.
Многие молодые артисты после успешного дебюта становятся заложниками одной роли. Наверняка вас еще долго ассоциировали с кадетом Трофимовым?
Профессиональный артист должен стараться избежать этого. Актер — универсальный рабочий организм, который может перестраиваться, меняться, чтобы не застревать в одном амплуа. Сам я, конечно, с этим столкнулся. Только время, усилия и труд помогли мне отойти от Саши Трофимова, несмотря на всю любовь к нему, и развиваться дальше как разноплановая творческая единица. Также очень важна помощь агента, который будет быстро находить проекты, что помогут раскрыть актера с другой стороны.
Есть роль, которой гордитесь больше всего?
В каждой сыгранной роли есть частичка меня, а во мне остается жить тот или иной персонаж. Не могу выделить кого-то особенно — это было бы нечестно, потому что в каждую работу, независимо от того, большая она или маленькая, я вкладываюсь на сто процентов. У меня есть одно простое правило: либо я работаю, либо не работаю. Поэтому выбирать любимую роль из сыгранных — точно не по мне. Все роли хороши, все безумно люблю.
Актеры не меньше представителей других профессий переживают взлеты и падения. Какой период был самым тяжелым для вас?
Я, можно сказать, ветеран взлетов и падений, потому что испытал сумасшедший взлет во времена «Кадетства», потом такое же сумасшедшее падение. Но мне повезло — вышли «Ранетки». После них тоже был невероятный взлет и снова падение. После «Физрука»… Знаете, я, как старый закаленный волк, все принимаю, потому что это часть работы. Это всегда было, есть и будет.
Вам казалось, что популярность безвозвратно ушла?
Василий Иванович Бочкарев, актер и педагог Щепкинского училища, рассказал мне: когда артист Малого театра уходит после сыгранного спектакля за кулисы, он видит большую табличку, на которой написано «Ну и что?» Можно потрясающе отыграть пьесу, словить кучу оваций, но что дальше? Звездная болезнь? Для меня эти слова «ну и что?» — огромный толчок к дальнейшей работе, к дальнейшему развитию. Нельзя останавливаться на одном, ведь взлеты и падения будут всегда. Другой вопрос — как ими пользоваться и как их реализовывать? Нужно идти вперед и понимать, что это специфика работы и необходимо быть готовым ко всему.
Есть ли жанр, в котором хотели себя попробовать, но пока не было возможности?
Я бы с удовольствием снялся в фэнтези-проекте. Плюс хочется себя попробовать в моушен кэтчер (захвате движения), но именно для компьютерных игр. То есть, чтобы мой герой был частью какой-нибудь компьютерной вселенной. Мне очень это нравится.
В августе вы отметили бумажную свадьбу. Вас как-то изменила семейная жизнь?
Да, действительно, два года назад мы с Лизой поженились. Время летит сумасшедше быстро. Сами не успеваем понять, какой год мы вместе, и, наверное, это самое прекрасное, что может быть в жизни двух любящих людей. А семейная жизнь изменила только в лучшую сторону. Сделала меня спокойнее, увереннее в себе. У меня появилась ответственность, которую я с гордостью несу на своих плечах.
Какие необычные подарки делаете супруге?
Был забавный случай, когда жена отрабатывала большой проект и ее месяц не было дома (Лиза работает художником по гриму). Когда она вернулась, я подарил ей прыжок с парашютом. После того как супруга прыгнула и получила удовольствие, я сказал: если будут еще такие большие перерывы, то она получит прыжок уже без парашюта (улыбается). А если серьезно, то как-то Лиза обмолвилась, что хотела бы испытать экстрим, а я все пожелания стараюсь записать, запомнить, а потом исполнить. Потому что ничто не делает мужчину счастливее, чем его радостно улыбающаяся жена.
Чем занимаетесь в свободное время?
У меня с детства тяга ко всему спортивному. Я занимаюсь страйкболом, постоянно выезжаю в леса, бегаю с ребятами. Также занимаюсь историческим средневековым боем, дерусь в доспехах. Правда, сейчас это увлечение немного забросил и перешел на военную саблю. Меня увлекает все, связанное с рыцарством. Говорят, когда мальчик в детстве не наигрался, он продолжает делать это во взрослой жизни. Вот и я, наверное, как-то компенсирую… Но активные и подвижные хобби — это прекрасно, потому что выбивают дурные мысли из головы.
Идеальный день для вас — это…
… день, который я провел на любимой работе. Но давайте отложим работу в сторону и возьмем день, никак с ней не связанный — выходной. Мне кажется, это интересней. Итак, идеальный день — когда я просыпаюсь, гуляю с собакой, успеваю сделать два-три быстрых дела. Дальше с семьей еду в какой-нибудь парк, тот же ВДНХ. Там огромный Ботанический сад, по которому можно погулять. Идеально по пути зайти в магазин, купить овощей, фруктов и уже ближе к вечеру расстелить в большой комнате диван, обложиться подушками и включить «Властелин колец». По традиции каждую осень мы сначала смотрим всю трилогию «Хоббита», потом — «Властелин колец». А ближе к зиме у нас начинается «Гарри Поттер». Мы включаем гирлянды, зажигаем свечи и возникает атмосфера сказки.
Самое красивое место на Земле?
Безумно много красивых, запоминающихся, умопомрачительных мест. Но для меня лично нет ничего краше, чем свежескошенное поле на даче, которое видно прямо из окна. Самая прекрасная картина: вот это поле, свобода, любимые люди рядом — мама, жена. А еще собаки и кошки! Самое красивое место на планете — это родной дом.