Чем вас зацепил проект «У людей так бывает»?
Искренностью, необычным форматом, редчайшим соединением двух видов искусства — художественного кино и поэзии. В кадре артисты почти не произносят слов, визуальный ряд сопровождается записанными ими же за кадром стихами, мудрость которых, думаю, тронет сердце каждого, ведь их смысл до боли знаком любому человеку, познавшему любовь, страсть, разлуку, смерть, падения и вершины успеха… В этих строках простые истины поданы изысканно и при этом очень понятно. Кружево слов пробуждает что-то очень теплое, будто слышишь биение живого сердца, которому сочувствуешь.
Фильм об обычных людях, судьбы которых тесно переплетаются. А кто повлиял на вашу судьбу — человеческую и актерскую?
Судьбоносные встречи есть в жизни каждого человека. У меня их было очень много, не знаю, с чего бы начать… С родителей, наверное! Хорошо, что они встретились на моем пути! А дальше… Вы знаете, вспоминаю свои периоды учебы и могу сказать, что все наставники в какой-то мере повлияли на мою судьбу: и воспитатель в детском саду, и учитель физкультуры, и первый театральный педагог, и первый кинорежиссер, и все те, с кем я пересекаюсь в профессии. Ну а над всем этим — интимные отношения дружбы и любви, семья, материнство.
А вообще, вас можно назвать фаталисткой? Или вы привыкли сами управлять своей жизнью?
Я приспособленец! Полагаю, как и многие люди, когда удобно, то я в своем сознании становлюсь вершителем судьбы. А когда что-то расстраивает — фаталист. А если серьезно: на Бога надейся, а сам не плошай. Принцип личной ответственности за все происходящее — трудный, но очень действенный. Думаю, что у человеческой судьбы есть генеральная линия, но она вариативна. Возможно, общий итог жизни в каком-то смысле предопределен, но к одному и тому же пункту можно дойти по светлой чистой дороге, а можно продираться через тернии. Подпортить хороший сценарий своей жизни можно так же легко, как порой нежданно схватить птицу счастья за хвост. Это личный выбор каждого — стать и быть счастливым. Мы приходим в этот мир для того, чтобы преодолеть свои комплексы и страхи, совладать с травмами, которые получает любой человек, какой бы изначально благополучной ни была его жизнь.
Как сказал мой психотерапевт, когда я поделилась с ним волнениями за сына: «Катерина, бросьте переживать, потому что формирование личности невозможно без травм. И хорошо, что человек сталкивается со сложностями, потому что таким образом он растет». Невозможно прожить жизнь, никогда не испытав боли и разочарования, но в какой-то момент можно для себя решить, что вопреки чему бы то ни было и благодаря силе своего духа ты будешь счастлив.
Режиссерам картины удалось собрать в кадре поистине звездный состав. Поделитесь своими впечатлениями от работы с именитой командой.
Конечно, это было волнующе и очень интересно. Наш продюсер и идейный вдохновитель Валерий Белоцерковский жил проектом, он создал мощный тандем с Кареном Оганесяном, подавал интересные идеи, говорил очень дельные вещи, было ощущение, что у нас два дружных режиссера, каждый из которых дополнял картину своим видением. Первый — животрепещущими эмоциями, второй — выверенностью художественных решений. Валерий очень разносторонне развитый человек. Эмпатичный, отлично разбирается в людях, поэтому на площадке он, кажется, совместил в себе роли и продюсера, и психолога, и философа. Актерский состав великолепный. Чего только стоит этот дар — сняться в одном кино с Владимиром Меньшовым и Галиной Польских! Да все в ансамбле чудесные артисты. А какими красивыми нас всех увидел оператор-постановщик! Что тут можно сказать? Мечта!
«У людей так бывает» — последний фильм, в котором сыграл Владимир Меньшов. Вы часто пересекались на съемочной площадке? Может, был какой-то разговор, который вам запомнился?
Вне кадра мы не успели пообщаться, потому что между сценами он, конечно, будучи пожилым человеком, отдыхал в своем вагоне, и мне было неловко напрашиваться на беседу и беспокоить расспросами, хотя хотелось услушать от него какие-нибудь кинолегенды. Но на площадке я успела насладиться его юмором и интересным разговором. Всю жизнь буду помнить нашу короткую встречу в этом фильме. Для меня она была ознаменована тем, что Владимир Валентинович поддержал мою тихо высказанную идею относительно съемки одной сцены.
По сценарию в ней должна была быть пощечина, которую отец в гневе отвешивает своей дочери, совершившей очень некрасивый поступок. Но у меня возник сильный внутренний протест против этого жеста. И когда мы уже были вместе на площадке, я, раз десять извинившись за интуитивность, предложила, чтобы отец просто не вручил дочери цветы после спектакля. Владимир Валентинович сразу горячо меня поддержал, сказал, что это будет гораздо тоньше и сильнее, чем просто хлестануть по лицу. Конечно, когда такой великий человек ратует за твою идею, бегут мурашки по коже и ты чувствуешь признательность за такт, способность слышать и быть партнером, невзирая на собственные регалии и опыт. Для меня это очень ценное воспоминание.
Два года назад вы вновь стали студенткой, решив обучаться актерскому мастерству…
Не совсем так. Обучаться актерскому мастерству в 38 лет, наверное, поздновато. Это для меня скорее повышение квалификации и приобретение знаний в области искусств, которые граничат с профессией актера и необходимы ему для развития хорошего вкуса. Но и не скрываю того, что с этим связаны далеко идущие планы — иметь право преподавать в государственном вузе и получить звание заслуженной артистки, если заслужу. Без диплома его не дадут.
Почему выбрали для этой цели Пермь, а не Москву?
Во-первых, там все свои, родные. Я учусь на курсе у Елены Сергеевны Старостиной, коллеги моего первого мастера Марины Андреевны Оленевой, которая учила меня мастерству в театральной студии при Дворце творчества юных. Сейчас я периодически забегаю к ней на показы в соседнюю репетиционную аудиторию. А рядом студенты Виктора Афанасьевича Ильева. На них тоже страсть как интересно посмотреть. Мне очень нравится атмосфера, люди, простота, при этом ответственность и увлеченность. Приятно два раза в год приезжать в родной город. И финансовый фактор тоже весомый, поскольку заочное обучение в Пермском институте культуры, которое при собственном ответственном подходе не уступает по качеству столичным вузам, выходит дешевле в несколько раз.
Иногда вы делитесь с публикой откровенными фотографиями… Как переживаете хейт и негативные комментарии в Интернете?
Да никак! Пускай себе развлекаются. Меня не особенно волнует хейт в соцсетях, потому что для меня эти люди — лишь аватарки, безликие бездельники. И мне их жаль. Что мне на них реагировать? Я их отправляю в бан. Мы не на одной волне? Зачем же ломиться ко мне «в гости». Бестактность людей на улицах задевает, а в Сети — нет.
Случается сталкиваться на улицах с откровенным хамством?
Это не хамство, конечно, но около того. Бывает, люди подходят сфотографироваться не потому, что вчера увидели картину с моим участием, а потому, что точно знают — ты из телевизора. То есть ты для них некая диковинная зверушка. Я часто шучу на эту тему: «Ну хоть ходи со шляпкой и постером „Фото с обезьяной — пять рублей!“» Артист всегда очень тонко чувствует, с каким посылом человек подошел. Неприятно, когда сидишь в ресторане, только поднес ложку ко рту, а к тебе уже с телефоном лезут, чтобы селфи сделать. И ты чуть ли не давишься, чтобы кивнуть и ответить.
Возмущает, когда на пляже просят сфотографироваться, а ты в купальнике, ненакрашенная, волосы после моря торчат, на жестком солнце видны несовершенства кожи, глаза слепит. Ну кто будет делать макияж на пляж, правда? И ты вот такая «прекрасная» и сама на себя не похожая остаешься в цифровой вечности чьей-то медиатеки. Однажды я согласилась на пляже сделать селфи, так мужчина положил мне руку на голую талию. И смех, и грех. Больше я не экспериментирую!
Часто в такие моменты вы отказываете?
В ресторане прошу подождать, пока доем. Отказываю иногда, если рядом сын и нам совсем не хочется отрываться друг от друга. Если он хотя бы краем глаза дает знак, что ему бы не хотелось сейчас нарушать интимность момента, я вежливо говорю: «Извините, я с ребенком». Конечно, некие угрызения совести я испытываю, но при этом понимаю, что в этот миг выбрала ребенка, себя и важный момент жизни, который больше никогда не проживу. Если я смотрю с Германом на закат, значит, не хочу ни на секунду отрываться и фотографироваться с чужим для меня человеком.
Но чаще происходит так, что сын вовсе не против и сам вызывается сфотографировать. Судя по довольному виду, он гордится мной и деловито считает количество фото за вечер, но я держу руку на пульсе, чтобы все было в меру, и ревностно берегу наше с ним время для двоих. А если с мужем за руку иду, так вообще редко кто остановит — удобно! Хотя он у меня не грозного вида. Ну а вообще, если я нормально выгляжу, не болею, не расстроена чем-то и никуда не спешу, то не откажу и всегда поблагодарю за доброе внимание.
Такая непоколебимость говорит об уверенности в себе и своих силах. Вы всегда были такой или пришлось долго над собой работать?
Не сказала бы, что очень уверенный в себе человек. Стержень есть, но я весьма ранима, просто раны лечу быстро. С трудом справляюсь с грубостью и хамством незнакомцев в очереди. Таким поведением меня можно просто враз ошеломить и обескуражить. А я потом хожу, машу кулаками после боя и только через несколько минут после инцидента понимаю: «Вот так надо было ответить!»
Раньше я здорово грызла себя даже за мелкие неудачи. Неуверенность в себе вырастает, опять же, из-за душевных травм, которые мы получаем в течение жизни. В 19 лет я была гораздо более бесстрашная, чем сейчас. Тогда казалось, что вся жизнь впереди, а сейчас переживаешь из-за каждой минуты, больше боишься кого-то обидеть. Плюс профессия у нас такая, которая периодически шваркает лицом. Какая-то часть меня, безусловно, крепка — та, что стоит на своих жизненных принципах. Но есть и вещи, в которых я сомневаюсь.
В личном блоге вы с иронией называете себя тревожной матерью. Вы действительно так считаете?
Сама себя таковой не считала, это мой психотерапевт сказал: «Успокойтесь, вы тревожная мать, как и многие». Но мне важно было осознать это, чтобы потом отслеживать данное чувство, потому что оно провоцирует гиперконтроль и прочее. В последние годы я исправляюсь. Но был тяжелый период в жизни. Думаю, это связано с расставанием с отцом ребенка и распадом семьи. Каким бы оно ни было мягким и деликатным, все равно это больно.
Потом череда личных неурядиц, попытки выстроить отношения с другими мужчинами, которые не увенчались успехом, одиночество — все это порождало душевные переживания, повышало раздражительность и сказывалось на ребенке, появлялось чувство вины. Потом я прошла долгий курс психотерапии, обрела внутреннюю опору, научилась быть счастливой одна, встретила своего человека, вышла замуж и достигла определенного спокойствия.
Вы строгая мама? Кто играет роль злого полицейского? Вы или Руслан (супруг Катерины, — прим. ред.)?
Я могу быть для ребенка кем угодно: и дьяволом, и Богом. А Руслан вообще не полицейский — спокойный, справедливый и открытый к обсуждению разногласий в воспитании. Муж прекрасно понимает, что он отчим, и занимает мудрую позицию — всегда готов подставить плечо, помочь советом, но совершенно не стремится конкурировать с родным отцом — и это очень здорово.
Вы как-то говорили, что до появления соцсетей люди были добрее. Есть ли у Германа ограничения в использовании гаджетов?
Да, например, сын умоляет меня зарегистрировать его в соцсетях, но пока максимум на что я решилась — Telegram-канал с отключенными комментариями, там куда меньше мусора в ленте. Если он хочет оставить цифровой след в истории и вести летопись своей жизни — пожалуйста! Но мне еще предстоит бой, потому что скоро Герман перерастет возрастные ограничения приложений. Я уже сказала, что разрешу ему пользоваться соцсетями при выполнении ряда условий. Это не хорошие оценки в школе и примерное поведение дома. Я должна видеть его стремление к учебе и саморазвитию, быть уверенной, что его психика готова к тому, чтобы фильтровать грязь, что Интернет не станет суррогатом реальной жизни. Если Германа это слишком затянет и он не может отдыхать без гаджетов, то у него будет строгое ограничение по времени. Ну и функция родительского контроля будет всегда включена. Вот сейчас он ждет своего 12-го дня рождения, а я продумываю план, как бы это все безболезненно провернуть.
Вы упомянули расставание с первым мужем Константином Адаевым… Если бы у вас была возможность вычеркнуть из жизни роман с кем-то из бывших возлюбленных, воспользовались бы ей?
Мы с Костей не были женаты — это важно! У нас были хорошие отношения ровно столько, сколько мы могли их поддерживать. Но брак для меня — это особенное мерило, знак взаимной ответственности и серьезных намерений. Сейчас, будучи замужем, я очень ясно понимаю разницу ощущений.
Каждые отношения дают нам определенный багаж, я ни о чем не жалею. Будь у меня машина времени, я бы хотела перенестись назад, чтобы мне лет в 15 кто-нибудь объяснил, что женщине нужно оторваться от патриархальных устоев и перестать бесконечно смешивать по юности секс и любовь, что не надо с каждым мужчиной, к которому возникло влечение, изо всех сил пытаться построить отношения, якобы так ведут себя хорошие девочки. Иногда нужно позволить себе отдаться порыву и получать удовольствие, не нагружая себя ответственностью.
Проще говоря, не надо желать выйти замуж за каждого мужчину, от которого снесло голову и тешить себя иллюзией будущей семьи. Если бы мне в юности это объяснили, я бы избавила себя от огромного количества душевной боли. Ну и еще, хотелось бы пораньше узнать о психологах, чтобы просто сэкономить время и меньше страдать. Но никого бы из жизни не вычеркивала. Может быть, от кого-то бы просто раньше ушла и не стремилась что-то спасти.