На ТНТ в буквальном смысле идут недели Павла Майкова. Подряд сразу два проекта с вашим участием: «Отпуск» и «Девушки с Макаровым». Мне шепнули, что съемки «Отпуска» выдались непростыми: и в пуховике вы в жару ходили, и с яхты в море прыгали. А чем вам лично запомнились съемки второго сезона? Они действительно были экстремальными?
Лично для меня точно не были экстремальными. Сейчас просто сложно сниматься, потому что сам год непростой. Естественно, это отражается на моем внутреннем мире, влияет на процесс. А про «Отпуск» могу сказать, что во втором сезоне мне понравилось больше, чем в первом. Комфортно сотрудничать с режиссером, да и написано лучше, опять же, на мой взгляд.
Ваш герой в новом сезоне пытается вернуть старую жизнь или начать новую?
Не знаю, да и сам Сева точно не знает. Но мне кажется, что так у любого человека. Если только ты не обращаешься к психологу, то не будешь разбирать, что делаешь сейчас и почему. Новая ли это жизнь или повторение старых ошибок?!
Но ведь у него есть какая-то мотивация?
Да, она у всех нас есть, но мы же этого не понимаем, а просто живем. А если начинаешь думать над стимулом, то уже включаешь голову и становишься немного меркантильным. В том смысле, что все может идти о души или от головы. И мы анализируем то, что делаем, не в процессе, а уже после. Вероятно, все пытаемся вернуть комфорт, который потеряли. Моего героя Севу Беляева тоже выбросило из стабильной зоны, в которой он привык находиться. Вот и старается создать новую.
Были ли в вашей жизни моменты, когда вы просыпаешься утром и понимаешь: надо что-то менять?
Это перманентное ощущение, оно нормальное. Человек должен хотеть что-то перевернуть, поскольку жизнь течет. И люди тоже двигаются. Находиться все время в релаксе — это не естественное состояние. Нашему телу так выгоднее, потому что ему нужно беречь энергию. Организм смертен, он распределяет время. А вот эмоциональное состояние — это вечное движение. Человек должен хотеть меняться, иначе скатывается в болото. Все, что постоянное, зло. Цель зла быть постоянным.
Ваш герой-полицейский за предыдущие два эпизода эволюционировал?
Это то, о чем мы только что говорили: все должно меняться, в том числе и персонаж. Если он не будет преображаться, зачем это смотреть?! Другой вопрос, насколько мне и режиссеру Радде (Радда Новикова — режиссер третьего сезона. — Прим. «СтарХита»), удалось это показать, а авторам сценария — написать.
Юмор «Девушек с Макаровым» во многом построен на гендерных соответствиях и предрассудках…
Да, согласен.
Сейчас много говорят о том, как модифицировались в обществе роли мужчин и женщин. Как вы думаете, в ближайшем будущем у слабого пола будет больше возможностей для реализации в профессиях, которые традиционно привыкли считать прерогативой сильного пола? Необязательно в полиции, как это показано в сериале, а в целом?
Пока мы живем в патриархальном мире с мужским шовинизмом, нет шансов.
То есть, вы не за патриархат?
Нет, я феминист! Считаю, что мир принадлежит женщинам, и это справедливо. Женщины умнее, хитрее и легче приспосабливаются. А мы, мужчины, примитивнее.
Как вы думаете, равноправие возможно?
Боюсь, что нет. Я в этом плане реалист. Равноправие противоестественно природе, а мир сам по себе несправедлив. К сожалению, мы, люди, не равны между собой. Эти идеи о равенстве и братстве, конечно, прекрасные, гуманистические… Мне лично они очень нравятся, и раньше казалось, что равенство возможно. Но, прожив свои 47 лет, я понял, что мир не сможет быть гендерно эквивалентен. Женщины с мужчинами не договорятся, мужики не дадут. Мужики — это же злобные твари. Женщинам придется биться, и либо они полностью захватят власть. И тогда им самим придется становиться жесткими, чтобы потом ее не отдать, либо все останется, как есть.
Вы достаточно долго состоите в браке (с 2006 года супруга Павла — актриса Мария Саффо. — Прим. «СтарХита»), трепетное отношение к жене сквозит во всех ваших интервью. В чем секрет такого взаимопонимания?
Нет никакого секрета, мы просто друг друга любим. А любовь включает в себя взаимоуважение, внимание друг к другу, да просто все! Понятие любовь включает в себя все, что нужно для взаимопонимания двух людей. И это не потому, что мы такие хорошие, а все остальные — плохие и друг друга не любят. Нам повезло, что мы совпали, как кусочки пазла. У нас нет никаких притирок, не пытаемся самоутвердиться друг перед другом, никто никого не изводит ревностью. Просто живем вместе и получаем от этого удовольствие.
В последнее время вы снялись в нескольких проектах, которые так или иначе затрагивают тему отцов и детей. Она звучит и в «Отпуске», и, конечно, в сериале «Контакт», где ваш герой пытаетесь найти общий язык с дочерью-подростком. Насколько сложно было пережить подростковый возраст собственного сына?
Естественно, были свои трудности, но Даня — несложный ребенок. Совершенно точно не могу сказать, что терял контакт с сыном. Да, мы иногда ссорились, бывало, что он вел себя отвратительно, ничего делать не хотел, но это же как у всех. Думаю, что я своим родителям доставил намного больше проблем.
А что вы такого делали?
Я точно был менее рассудительным, был инфантильным и безответственным. А у Дани, не знаю почему, мозгов все же больше было в том возрасте.
Если не секрет, чем занимается ваш сын? Вы как-то влияли на его выбор профессии?
Он учится на звукорежиссера. Я ни на чем конкретно не настаивал, но понятно, что повлиял в том смысле, что он с детства видел — кино, театр, концерты мои. Даня приезжал ко мне на репетиции, проводил время с музыкантами. Наверное, если бы я рассказывал ему о других профессиях и возил на соответствующие экскурсии, то он бы мог выбрать что-то другое.
Когда мы становимся старше, нам часто кажется, что мы все знаем и понимаем про жизнь, а он (ребенок) маленький еще, поэтому надо объяснять.
Нет, дело в том, что я и сам очень быстро понял, что ничего не знаю. А вся вот эта фигня — «он — маленький, не понимает» — у меня прошла очень быстро. Может, я сам не ориентируюсь. Единственное, на что я пытался давить, так это на то, чтобы сын стал человеком. При любых обстоятельствах оставался homo sapiens, что переводится как «человек разумный». Это было мое главное желание и требование. Чувак, будь кем хочешь! Хочешь быть слесарем? Будь, если тебе это нравится! Или хочешь вагоны разгружать? Да, пожалуйста, если это реально делает тебя счастливым. Необязательно бежать впереди паровоза и всегда быть первым.
Для вас важно быть первым?
Лет пятнадцать назад я бы сказал, что да. А сейчас задамся вопросом: первым среди кого? Я и так первый, потому что уникален. Павла Майкова больше не существует! Вот именно такого, как я — Павла Сергеевича Майкова больше нет. Я — один, и я уникален. С кем мне соревноваться? Где могу быть первым? Если бы бежал наперегонки с кем-то, возможно. Но моя профессия не подразумевает соревнования. Мы же не соревнуемся, а творчеством занимаемся.
А творческая конкуренция и желание понравиться зрителям?
Я уже перешел в другую стадию. Раньше мне было важно, чтобы фильм нравился зрителям. Сейчас для меня более важно, чтобы это оценили коллеги или люди, которых я сильно уважаю.
А близкие люди — жена, сын, сестра?
Мнение близких важно, но тоже уже не настолько. Я уже и сам не понимаю, что мне важно. Наверное, самое главное — это самооценка. Пока я не дошел до того, чтобы сказать себе: «Да, это круто!»
В какой момент вы поймете, что это наконец случилось?
Когда посмотрю и смогу сказать: «Вот, это вещь! Да, ты сделал!» Этого еще не случилось. Конечно, есть какие-то удачные вещи, которые я отмечаю, но также вижу, когда лажа. Знаете, что я еще понял? Можно быть очень плохим артистом, но ты все равно кому-нибудь понравишься. Тебя будут хвалить твои родственники, друзья что-то хорошее скажут, а если ты еще симпатичный мальчик, то и девочки на тебе будут виснуть. И таких полно, фамилии не будем называть, и так все знают. Но я бы легко мог назвать 5-10 таких нулевых артистов, которые при этом нравятся. И, возможно, кто-то ответит: «Да, ладно, он же хороший артист!» Мне же важно мое личное мнение.
Обсуждаете ли вы с сестрой — Настей Стоцкой — проекты друг друга?
К сожалению, мы с Настей мало общаемся. У нее свои мюзиклы, которые нужно играть каждый день. Поэтому редко видимся. Мои проекты совсем не обсуждаем. Но, когда прихожу к ней на спектакль, могу зайти за кулисы и что-то сказать. Обычно это дежурные фразы, вроде того, что молодец, все хорошо сделала.
А мюзиклы вы любите?
Не особо! Я в юности как-то поиграл, и меня это не очень вдохновило. Не мой жанр!
Фильм или спектакль, просмотренный за последнее время, который оставил у вас невероятное впечатление?
Мне говорили, что фильм «Отец» с Энтони Хопкинсом офигенный, но я пока не посмотрел его. В театре точно ни одна работа впечатления не производила за последнее время. Да и в кино тоже. Что-то из того, что я смотрю, нравится, а что-то нет, но вот «вау-эффекта» ничто не вызывало.