К сожалению, таких случаев немало. Взять, к примеру, случай, произошедший летом в Москве.
«При шизофрении подобных симптомов обычно не наблюдается, только если человек в состоянии бреда начинает подозревать, что его родственники против него что-то замышляют. Но это редкость. Люди с этим заболеванием погружены в мир своей внутренней реальности, они наедине с собой ведут разговоры с голосами в голове, стараются скрываться от нахождения в социуме. Столь жестокое преступление, скорее, способны совершить люди с антисоциальным расстройством личности. Это тяжелая патология характера со множеством нюансов. Например, крайне сильное, полярное расщепление в психике, а именно — резкая смена идеализации и агрессии. Такой человек пребывает в состоянии крайней идеализации партнера, себя, отношений. При этом, при столкновении с чем-то, что не вписывается в эту идеальную картинку, на замену мгновенно выходит другая часть — жестокая, холодная, садистическая. Человек совершает преступление, совершенно не испытывая мук совести и раскаяния. И измена стала колоссальным по мощности триггером, поскольку что для этих людей крайне важна иерархия власти. Кстати, все антисоциальные группировки и держатся на жесткой иерархии. Девушка, которая изменила, не просто обманула, предала. Она унизила, буквально опустила. У антисоциального мужчины, учитывая отсутствующую способность контролировать импульсы, мгновенно появляется потребность отомстить и восстановить справедливость — ведь у него отсутствует другое понимание межличностного взаимодействия», — объяснила действия убийц Татьяна Поддубная.
И тут возникает вопрос: как распознать абьюзера?
«Это очень непросто, — продолжает психолог. — Начальный этап отношений с абьюзером прекрасен. При этом не каждая женщина окажется во власти этой самой идеализации. Она окажется человеком, с болезненной самооценкой, поэтому высокопарные слова окажутся важнее проверки сути мужчины и отношений. Ей необходимо чувствовать себя любимой, но из-за собственных психологических проблем она изначально будет избегать сигналов о том, что мужчина не соответствует том, что презентует, чтобы не разочароваться. Ей самой проще не верить в реальность. Во-вторых, к абьюзерам притягиваются женщины с мазохистическим складом личности. Обычно они в детстве сами переживали длительное насилие (эмоциональное, сексуальное, физическое) от близких людей, поэтому неосознанно притягиваются к садистам. И, в-третьих, часто женщины продолжают оставаться в абьюзных отношениях, поскольку боль и страдания для них — это нормальные составляющие любви, учитывая детский опыт. К тому же низкая самооценка мешает им почувствовать себя достойными хорошего».
От абьюзера, по словам Татьяны, надо уходить. Главное в этом деле — не бояться сделать первый шаг.
«Как уйти от абьюзера? Это очень сложно, но возможно. Абьюзер упивается властью. Когда он видит, что ему подчиняются, его боятся — он продолжает совершать насилие. Если он сталкивается с тем, что его не боятся, то на первоначальном этапе может еще больше впиться в свою жертву, но потом, видя, что его статус больше не жизнеспособен, превращается из вожака в щенка. Обычно такие люди сами были жертвами террора в детстве, поэтому они неосознанно причиняют значимым людям те же страдания, которые испытывали сами. Поэтому уход от абьюзера — это, прежде всего, результат работы над собой, над своими психологическими проблемами. И если женщина сможет стать уверенней в себе, она перестанет боятся, то абьюзер перестанет восприниматься властным человеком», — подчеркнула Поддубная.
Страшные поступки совершают не только мужчины, но и женщины. Порой представители слабого пола делают больно... своим же детям. Почему так происходит?
«Причины разные. Прежде всего, женщины, выбрасывающие детей из окна — это женщины, которых отвергали и терзали в детстве их собственные матери. Эти женщины на бессознательном уровне не верят, что могут дать миру что-то хорошее. Механизм таков: если ребенок снова и снова переживает насилие от родителей, то в его психике возникает фантазия о том, что он этого заслужил. Это способ выживания в семье, которую он любит, и без которой он не сможет выжить. Раз любимая мама мне причиняет вред — значит, я плохой, я этого заслуживаю. К сожалению, девочки, в отличие от мальчиков, чаще сталкиваются с насилием от матерей. И взрослая женщина с травмой в детстве причиняет вред собственному ребенку, поскольку прежде всего она ненавидит себя. Другая причина — послеродовая депрессия. Она может развиться практически у любой женщины, но в группе риска те матери, которые вышли из семей с высоким уровнем перфекционизма. В подобных семьях транслируется, что ребенок должен всегда и во всем достигать совершенства, не позорить семью, стремиться только к лучшему. Эмоциональная составляющая при этом не просто игнорируется, но и обесценивается. Беременность, роды, уход за ребенком — это сложный процесс не только на физическом уровне, но и на эмоциональном. И когда женщина сталкивается с абсолютно естественными реакциями усталости, раздражения, злости, отчаяния вместо поиска помощи, поддержки и сочувствия, она себя корит и еще больше ввязывается в материнство, усугубляя и без того уже надрывное состояние. Иногда послеродовая депрессия приобретает психотическую форму, и это состояние требует немедленной госпитализации», — поделилась Татьяна.
Распознать депрессивное состояние близкого очень легко, главное, не быть равнодушным.
«Когда близким обратить внимание? Самый главный сигнал — это изменения в поведении. Форм депрессии много, однако всегда происходят изменения в режиме сна, питания, физической активности. Человек может меняется, отстраняется, хотя при маскированной депрессии симптомов как будто бы нет. Некоторые люди как будто невзначай начинают делиться суицидальными мыслями, рассказывать о людях, покончивших с собой. Чуткость к женщине после родов очень важна, потому что чаще родственникам, к сожалению, кажется, что нужно просто собраться, хотя женщина может жаловаться, что не справляется, плакать. Эти нюансы ни в коем случае нельзя пускать на самотек, давать советы или предлагать взять себя в руки», — заключила психолог.
Фото: Pixabay, личный архив