«Звезда рассвета» — так с татарского переводится имя Чулпан Хаматовой, которого российский зритель мог и не узнать вовсе, если бы не ее жажда творчества. С самого детства она пыталась найти собственный путь. Сначала Чулпан занималась фигурным катанием, но в 14 из-за серьезной травмы спины больше не смогла встать на коньки.
После окончания школы абитуриентка поступила на финансово-экономический факультет, однако вскоре поняла, что грезит театральными подмостками. Проучившись год в местном училище, Чулпан вместе с мамой отправилась в Москву, где попала в ГИТИС на курс к Алексею Бородину. «Моей большой татарской семье и моим родителям было очень больно, когда я решила стать артисткой. Для них это был неизведанный мир, страшный. Артистка — тире проститутка, точка. Я даже не знаю, когда они смирились», — сетовала звезда.
Родственники могли бы гордиться Хаматовой, ставшей народной артисткой РФ, ведущей актрисой «Современника» и учредителем благотворительного фонда «Подари жизнь». Чулпан стремилась творить добро, но не всегда получала позитив в ответ. Так, мнение ряда поклонников резко изменилось после переезда женщины в Латвию… 1 октября звезде исполняется 49, и мы рассказываем о ее достижениях и провалах.
Упорство и труд
Чтобы стать одной из лучших, дебютантке приходилось очень много работать. В кино ее не брали, поэтому сперва Чулпан покорила сцену «Современника». Она всегда любила необычные роли: так, в пьесе «Мама, папа, сын, собака» Хаматова сыграла мальчика. Также она блистала в постановках «Три сестры», «Гроза» и «Антоний и Клеопатра».
В кино Хаматова дебютировала, когда училась на третьем курсе. Вадим Абдрашитов пригласил Чулпан в картину «Время танцора», и за героиню Катю ее даже номинировали на «Нику». Однако настоящее признание среди зрителей артистке принесла роль в фильме «Страна глухих» Валерия Тодоровского. На съемках ленты она познакомилась с Диной Корзун, с которой через несколько лет создала благотворительный фонд «Подари жизнь».
Новые номинации на «Нику» посыпались за «Лунного папу», «Гарпастум» и «Бумажного солдата». Яркие героини получились у актрисы в картинах «Гибель империи», «72 метра» и «Доктор Живаго». А вот образ Лили Брик, созданный артисткой в драме «ВМаяковский», оценили далеко не все критики. Но особенно негативно зрители встретили экранизацию романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза»: Хаматовой досталось и за незнание татарского языка, и за некое очернение родной культуры.
«Определенные зрители уже разучились смотреть серьезные высказывания: нужно было облегчить здесь, облегчить там, тут подтереть, добавить ярче красок. Вот это была проблема, безусловно. Тут смешно кого-то обвинять, потому я знала: по-другому не будет. И честно говоря, могло быть хуже», — парировала актриса в YouTube-шоу «Георгий за кадром».
Одной из важнейших в карьере звезды стала роль Елизаветы Глинки в фильме «Доктор Лиза». Можно бесконечно спорить о том, насколько актрисе удалось перевоплотиться на экране, но главной похвалой останутся слова вдовца врача. Глеб Глинка сам выбрал Чулпан для участия в проекте и не пожалел: Хаматова точно копировала мимику, жесты и походку жены, ведь была знакома с ней.
«Под конец жизни Лизу травили. Они с Чулпан чаще общались по телефону по рабочим вопросам, виделись. А однажды Чулпан, чтобы как-то поддержать мою жену, произнесла: «Со мной это тоже было. Вы держитесь». И Лиза заплакала. И тогда, как вспоминает Хаматова, они впервые долго поговорили по душам по телефону. И в этом горе их объединило», — делился воспоминаниями вдовец.
Зрители могли видеть актрису не только в кино, но и в клипах «Ночных снайперов», «ДДТ» и «Несчастного случая». В начале нулевых звезда вела «Взгляд» и «Жди меня», в 2007-м победила в «Ледниковом периоде» в паре с Романом Костомаровым.
Она неоднократно попадала в рейтинги самых влиятельных женщин страны. Поклонники полагали, что однажды Хаматова возглавит «Современник», ведь она была заместителем Галины Волчек. Однако после смерти Галины Борисовны худруком стал Виктор Рыжаков.
«Для меня это голгофа, большая ответственность, на которую нет ресурсов. Меня спрашивали. Но я испугалась всего. Понимаю, что не способна руководить театром. Надо было делать выбор: фонд „Подари жизнь“ или театр. Оба направления — это несовместимые вещи. Я актриса. А какой я менеджер в театре — никто не знает», — резюмировала Чулпан в YouTube-шоу «Осторожно, Собчак!»
Благотворительность
В 2005 году Хаматова и Дина Корзун устроили на сцене «Современника» благотворительный концерт «Подари мне жизнь» в поддержку детей с гематологическими заболеваниями. В 2006-м актрисы стали соучредителями одноименного фонда. Тогда многие обвинили звезд в том, что они пиарятся на общественной деятельности, хотя организация действительно помогала маленьким пациентам.
«Конечно, нужно было время, чтобы привыкнуть. И обида, и слезы были… Люди со стороны — они же не знают, что это за работа. Это такая глупость — разговоры про пиар! Ну скажите, с какого перепугу Федя Бондарчук учит три страницы текста наизусть для нашего концерта? С его-то известностью и графиком! Ради пиара, что ли?» — отвечала Хаматова на критику.
Дина и Чулпан часто привлекали к мероприятиям коллег из мира кино и музыки. В 2012 году актрисы были удостоены Специального приза «За гуманизм» Совета российской академии кинематографических искусств «Ника». Сейчас фонд сотрудничает с многими медицинскими учреждениями Москвы. Опытные врачи помогают решать, как организовывать сборы средств на лечение или реабилитацию пациентов.
«Эти врачи поразили меня, они были совершенно не похожи на советских врачей, которые любят так запугать, чтобы человек сам пошел уже, лег в могилу и больше никого не беспокоил. И дальше шаг за шагом я узнавала все больше и потом поняла, что этот маятник узнавания просто нужно качнуть, чтобы что-то вокруг начало происходить. И теперь я уже, конечно, во все это ввязалась — и хотя это отнимает иногда все время и все силы, но это что-то очень нужное. Мне стыдно бывает перед своими детьми, что я сижу параллельно на десяти телефонах, а они зовут меня погулять, поиграть. Но потом ты приходишь в больницу и видишь результат — глаза детей и родителей, в которых есть ощущение неброшенности», — делилась звезда.
Семейные тайны
Первая свадьба Чулпан состоялась в студенчестве: ее мужем стал актер Иван Волков. По слухам, избранник помог девушке в трудной ситуации, когда от нее отвернулись остальные сверстники. Пару считали очень красивой и яркой, но тогда каждый из них хотел признания в театре и кино. Брак Хаматовой и Волкова продолжался семь лет, и в нем на свет появилась дочка Арина. «До сих пор наши отношения уважительные, дружеские, теплые. У всех уже свои семьи», — отмечала артистка.
Следующим избранником актрисы стал артист балета Алексей Дубинин, с которым она познакомилась на съемках в Германии. Все отмечали, как нежно и внимательно влюбленные относятся друг к другу. Однако романтическая связь пары оборвалась спустя несколько лет.
Третьей известной окружающим любовью артистки стал Александр Шейн. Они были знакомы много лет, но по-настоящему сблизились, когда начали вместе работать над картиной «ВМаяковский». В 2010-м у пары появилась дочь Ия, но несмотря на этот факт, Шейн и Хаматова не поженились. В 2018-м гражданские супруги разошлись: по слухам, из-за неверности мужчины. «У нас с Александром понятия добра и зла разные очень», — коротко комментировала ситуацию Чулпан.
В том же 2018-м у режиссера возникли серьезные проблемы с законом — его обвинили в хищении выделенных Фондом кино на проект «ВМаяковский» средств. Тень подозрения упала и на Хаматову, но вскоре выяснилось, что актриса не причастна к махинациям. В итоге Шейну удалось погасить долг в 20 миллионов рублей.
Еще в 2003-м у Хаматовой появилась дочка Ася. Информация о девочке разнилась: одни называли ее ребенком Ивана Волкова, другие приписывали отцовство Алексею Дубинину. На самом деле к тому моменту Чулпан уже развелась, но статус матери-одиночки не помешал ей взять из Дома малютки младенца. «Когда я забирала дочку из Морозовской больницы, мне директриса кричала вслед: „Конечно, вам только попиариться!“ Вообще, то, как эта система устроена, — просто за гранью. Сейчас, по прошествии 17 лет, все изменилось, но тогда было вот так. Мне не отдавали Асю очень долго, причем юридически ребенок был уже мой», — рассказала актриса в интервью Ксении Собчак.
Девочке придумали целый список недугов, чтобы затормозить процесс удочерения. «Вдруг у нее стало появляться огромное количество болезней каких-то: порок сердца, еще что-то. Я спрашивала, можно ли пригласить врача стороннего, мне отвечали, что нельзя. Однажды я просто спонтанно ее навестила. И уборщица моет полы и шепчет мне: „Скажи, что ты с милицией придешь, она просто взятку ждет“. И я в каком-то тумане захожу кабинет и говорю, что сейчас приду с милицией, у меня документы. И в это же мгновение получаю ребенка. Идут проклятья, что она у меня умрет», — негодовала Хаматова.
Актриса показала девочку австрийским и немецким врачам, и выяснилось, что она абсолютно здорова. С этого момента у семьи началась нормальная жизнь. В дальнейшем Чулпан сообщила Асе о том, что та приемная, используя сказки и игры — чтобы не травмировать малышку. Близкие артистки приняли ребенка как родного, так что проблем с социализацией не возникло.
Хаматова рассказывала об успехах дочерей, изредка публиковала их фото, делилась новостями об акциях благотворительного фонда и новых ролях. Однако о том, кем занято ее сердце, актриса умалчивала, отмечая лишь, что давно влюблена. Впрочем, вскоре поклонников заинтересовала совсем другая тема, касавшаяся звезды…
Эмиграция
На фоне последних политических событий в марте 2022-го Чулпан поспешно эмигрировала из России в Латвию. Репортеры выяснили, что Чулпан Хаматова остановилась в экопоселении Аматциемс неподалеку от Риги. Поговаривали, актриса приобрела дом на берегу пруда площадью в 200 квадратных метров еще 10 лет назад. Кроме того, звезда уволилась из «Современника», а в апреле уже устроилась в Новый Рижский театр. Хаматова признавалась, что местные условия отличаются от российских, ведь в РФ она являлась высокооплачиваемой артисткой, однако новая жизнь ее устраивала.
Соотечественники обрушились на звезду с обвинениями: не только в антироссийских воззрениях, но и в неуважении ко всему, связанному со страной, вознесшей Чулпан на вершину славы. Так, слова Хаматовой о том, что звание народной артистки РФ мало для нее значит, так как это советский пережиток и ценность профессии не в титулах, многие восприняли как оскорбление. Журналист Армен Гаспарян внес актрису в список «Крысиные бега», с осуждением о ней высказались Михаил Шахназаров, Татьяна Васильева, Сергей Никоненко, Игорь Скляр, депутат Худяков…
При этом было и кому заступиться за артистку. Ксения Собчак напомнила общественности, скольким детям помог фонд Чулпан, Эдуард Бояков отметил, что уважает актрису за честную позицию. Не притесняли звезду и в Латвии. «Московские друзья иногда спрашивают, не плюют ли мне в лицо, когда я иду по улице. Нет. Не то что не плюют — предлагают помощь. Могу сказать, что я даже равнодушия не встречала, а не то что агрессии», — признавалась Хаматова.
Актриса отмечала, что вполне довольна своим нынешним положением, но в минувшем июле покинула Новый Рижский театр. Хейтеры злорадствовали, что это случилось из-за провальных спектаклей, но сама Чулпан связывала перемены с грядущими гастролями по Европе и Америке. Так, в августе артистка посетила Венецианский кинофестиваль, представляя с коллегами фильм «Тихая жизнь».
Поговаривали, что звезда может перебраться в США, ведь ее дочь Ася весной уже оформила грин-карту. Ну а недавно Чулпан столкнулась с проблемами с ВНЖ: покупка жилья в Латвии перестала являться причиной для продления визы. Артистка получила право остаться в Риге еще на год, когда директор театра «Дайлес» Юрис Жигарс предложил ей работу. «После того, как нас попросили из Национального театра, мне было все равно — останусь я в Латвии, не останусь. Если я не нужна, то поеду в другую страну», — обмолвилась Чулпан в интервью телеканалу TVNet.