Александр Хвыля — Морозко
Хотя главными героями сказок принято считать влюбленных Настеньку и Ивана, главным двигателем сюжета был именно Морозко, спасший девушку от холода, а потом одаривший пару приданым. Сыграл лесного волшебника Александр Хвыля, благодаря чему превратился в главного Деда Мороза страны на новогодних елках.
Карьеру артист начал еще в 30-е, мелькая в эпизодах военных картин. Вектор сменился в 50-е благодаря Александру Роу, пригласившему актера на роль Головы в фильм «Майская ночь, или Утопленница». Участие в сказках не отменяло образов генералов и купцов, однако зрителям особенно запомнились перевоплощения Хвыли в лентах «Морозко» и «Огонь, вода и… медные трубы».
Александр Леопольдович появился в последней картине Роу «Золотые рога», ну а его финальным фильмом стал «Семья Ивановых». Годами артист страдал астмой, а к 70 к этому недугу добавились и другие. В 1976-м 71-летний актер скончался.
Наталья Седых — Настенька
Балерина случайно попала в сказку, зато исполнила роли, увековечившие ее имя в советском кинематографе — Настеньку из «Морозко» и Аленушку в «Огонь, вода и… медные трубы». Из простолюдинки в принцессу артистка превратилась благодаря болгарскому фильму «Любовь к трем апельсинам», ну а в дальнейшем снималась лишь эпизодически.
У отказа от кино была весомая причина — страсть танцовщицы к Большому театру. Призвание повлияло и на личную жизнь артистки, ведь брак Седых с композитором Виктором Лебедевым оставался гостевым, так как она не могла переехать к нему в Петербург, выступая в Москве.
Когда танцовщице оставалось несколько месяцев до выхода на раннюю пенсию, она узнала об измене мужа. Интрижка Лебедева тянулась давно, и Седых не смогла простить предательство отцу единственного сына. Когда в 2021-м Виктор Михайлович умер, артистка не приехала на похороны: то ли из-за прошлых обид, то ли из-за запретов наследника, не желавшего, чтобы мама заразилась коронавирусом по дороге.
В период службы в театре «У Никитских ворот» у актрисы случались романы, но к новому браку они так и не привели. Сейчас Наталье Евгеньевне 75, и она уверяет, что наслаждается одиночеством. «Работая в Большом, я много часов провела в репетиционном зале, совершенствуя балетную стойку. Идеально прямая спина, высоко поднятый подбородок, замершие в воздухе руки. Мучительно болело тело, затекали мышцы, и время словно останавливалось. Теперь балетная стойка стала стержнем жизни, — рассуждала Седых. — Я привыкла рассчитывать только на себя, никто не сможет меня предать, сделать больно, а это уже немало».
Эдуард Изотов — Иван
В 1959-м Изотов дебютировал в кино в картине «В степной тиши», ну а прославился в 28 главной ролью в «Морозко». Романтический образ приклеился к артисту, а так как играть один типаж ему претило, пришлось довольствоваться эпизодами, да и яркие герои военных драм не могли перекрыть клеймо сказочного Иванушки.
Эдуард 24 года был женат на Инге Будкевич, а после развода нашел утешение в союзе с редактором по монтажу киножурнала «Фитиль» Ириной Ладыженской. Именно ее дочь от первого брака Вероника впоследствии винила во всех бедах: с подачи Ирины актер решился обменять доллары на рубли, что в начале 80-х считалось валютной махинацией.
Изотова посадили на три года, что подорвало не только его веру в справедливость, но и здоровье — в 1988-м у актера случился первый инсульт, за которым неизбежно последовали и другие. Очередной приступ убил 66-летнего артиста в марте 2003-го.
«Эдик перестал ходить, не мог говорить, периодически не узнавал самых близких. Я заработала четыре грыжи, таская его в ванную. Он был безумно раздражительным, кричал, но я понимала, что это не он, а его болезнь… Последние полгода он провел в закрытом психоневрологическом пансионате, потому что на дому уже ни одна нянька не справлялась с ним», — оправдывалась Ладыженская за последние дни мужа.
Инна Чурикова — Марфушка
Сейчас народную артистку СССР называют одной из гениальных актрис России, а ведь в юности Инну Чурикову преследовали неудачи: в театральный вуз девушка поступила с четвертой попытки. Судьба вернула ей с лихвой — звезда МТЮЗа и «Ленкома» встретила Глеба Панфилова, для которого стала не только возлюбленной, но и музой.
Роль капризной «Марфушечки-душечки» вошла в копилку самых запоминающихся в фильмографии актрисы наряду с образами из лент «Тот самый Мюнхгаузен», «Васса», «Курьер», «В круге первом», «Ширли-мырли», «Благословите женщину».
Звезда 60 лет радовала зрителей и полвека провела рядом с мужем. Разлучила супругов лишь смерть — 14 января 2023-го 79-летняя актриса скончалась из-за множественных кист головного мозга. Глеб Панфилов пережил ее лишь на семь месяцев, сгорев от инсульта в августе.
Павел Павленко — отец Настеньки
«Молчу, молчу», — бурчал под нос отец Настеньки, которого постоянно подавляла властная жена. Сам актер, хоть и не давал себя в обиду, тоже отличался скромностью и желанием оставаться в тени. Поэтому-то Павленко и считают талантливым, но недооцененным артистом.
Начав сниматься в середине 40-х, Павел Павлович стал узнаваемым лишь в 60-е благодаря сказкам Александра Роу «Королевство кривых зеркал» и «Морозко». Также актер сыграл Фунта в «Золотом теленке» и пчеловода в «Вас вызывает Таймыр», а после «12 стульев» Марка Захарова ушел из кино.
Чем актер занимался в последующие годы — неизвестно, ведь даже в единственном интервью, которое он дал накануне 90-летия, речь шла о временах сотрудничества с Роу. Всю жизнь Павленко провел с одной женщиной — супругой Анной Потапенко, но отцом так и не стал. 9 марта 1993-го артист скончался — тихо и мирно, как и жил.
Вера Алтайская — мать Марфуши
Для массового зрителя актриса осталась сварливой матерью Марфушки, хотя в 40-е играла красавиц: принцессу из «Свинопаса», Веру из «Машеньки». Отрицательные героини посыпались на артистку из-за все того же Александра Роу — она снялась в семи фильмах режиссера, соглашаясь примерить и образ дочери Бабы-Яги, и костюм кикиморы.
При этом в молодости Алтайской удалось завоевать сердце принца из «Золушки» — Алексея Консовского. Увы, рождение дочки Светланы не сохранило брак надолго. Следующая избранница актера Марина Колумбова говорила, что союз, да и дальнейшую жизнь Веры, разрушил алкоголизм.
Правда это или миф — неизвестно, однако в последние годы жизни Алтайская тяжело болела. Ее не стало в декабре 1978-го в возрасте 59 лет. Поговаривали, что плохо кончила и дочь актрисы — Светлана умерла в 52, и по словам Колумбовой, страдала из-за зависимостей и проблем с психикой.
Георгий Милляр — Баба-Яга
Царь Горох, Баба-Яга, Черт, царь Чудо-Юдо — актер был любимчиком Александра Роу, ведь без него невозможно представить себе фильмы режиссера. Вот только карьера артиста стала стремительно угасать, когда Роу скончался, а играть в криминальных детективах он не мог.
Поговаривали, что стареющий Георгий Францевич стал выпивать, но делал он это нечасто и без скандалов. Утешением актеру служили отношения с избранницей Марьей Васильевной, на которой он женился уже в середине 60-х. Супруга заботилась об артисте, но никак не могла понять, почему он не способен забыть про скромность и потребовать от государства комфортную квартиру около метро.
До последнего Милляр перебивался эпизодами, но особое удовольствие ему приносили творческие встречи с поклонниками. Внезапная отмена одного из таких вечеров накануне 85-летия разбила актеру сердце: он успел подготовить для каждого из 850 маленьких зрителей рисунки с Бабой-Ягой и автографом, которые в итоге раздал знакомым… Через четыре года Георгий Милляр скончался, и друзья не сомневались, что убили его не возраст и недуги, а забвение.