Вдова Александра Фатюшина говорила, что ее муж вышел из семьи с дворянскими корнями, однако происхождение не играло никакой роли в 50-х. Поэтому папа и брат артиста работали таксистами, ну а мама трудилась на фабрике. Тяга к прекрасному зрела только в Александре, который в школьные годы посещал драмкружок. Вот только первые попытки выпускника пробиться в театральный вуз потерпели неудачу, и целый год юноша был таксидермистом.
Наконец, Фатюшин попал в ГИТИС на курс Андрея Гончарова, а впоследствии служил под руководством мастера в Театре имени Маяковского. Почему же со сменой главного режиссера позиции актера на подмостках ослабли? И отчего общественность до сих пор муссирует тему романа Александра Константиновича с Натальей Гундаревой, хотя вдовой звезды осталась Елена Мольченко? 29 марта артисту мог исполниться 71 год, и самое время ответить на эти вопросы.
Вечный хоккеист
Сестра твердила Александру, что с фамилией Фатюшин его не пустят и на порог театрального вуза, однако наш герой доказал обратное. Парень уверенно говорил, что лет через 10 о нем узнает вся страна, и в общем-то, не промахнулся с предсказанием. Дебютировав в кино фильмами «Осень» и «Три дня в Москве», рязанец заинтересовал режиссеров. В 1976-м он уже сыграл сержанта Карпенко в «Весеннем призыве», за что удостоился премии Рижского фестиваля.
Ключевые роли достались актеру в картинах «Гарантирую жизнь», «Ты помнишь», однако многим зрителям ближе показались второстепенные персонажи звезды. Случались и досадные упущения: к примеру, в «Служебном романе» была прописана целая любовная линия между секретаршей — Лией Ахеджаковой — и Фатюшиным. Кусок отсняли, но вдруг вечером в спектакле «Медея» артисту прокололи глаз алебардой.
«Тут же его — в больницу, менять сетчатку. На съемочной площадке «Романа» меж тем стоит павильон. Рязанов до последнего ждал. Наконец приехал в больницу: «Саша, завтра павильон ломают. Не сможешь прийти?» — «Нет, не смогу. Что делать, вырезайте весь эпизод». Что Рязанов и сделал, оставив Сашу в «оценке ожившего Бубликова» — один лишь его удивленный взгляд», — делилась Елена Мольченко.
После роли знаменитого хоккеиста Сергея Гурина, которого охомутала героиня Ирины Муравьевой, жизнь Фатюшина разделилась на «до» и «после». Ведь что бы теперь ни играл артист, для народа он остался спортсменом, что не выдержал бремени славы, спился и развелся с женой. При этом Александр Константинович всегда с гордостью говорил, что он «оскароносец», ведь фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» получил международную награду, и не радоваться собственному вкладу в большое дело было невозможно.
«Россия молодая», «Одиночное плавание», «Кодекс молчания» — в фильмографии Фатюшина скопилось немало достойных работ. Место в кино нашлось ему и в начале нулевых: актер засветился в картинах «Механическая сюита», «Русские амазонки», «А поутру они проснулись». А вот в театре после смерти в 2001-м худрука Гончарова назрел кризис.
Новый руководитель Сергей Арцибашев задвинул Фатюшина на задворки, давая ему лишь второстепенные пьесы. «Поступки, которые совершались худруком в адрес мужа, были, по сути, плевками. Например. Накануне 50-летия к мужу подошел наш директор Михаил Зайцев, улыбаясь: «Сашенька, у меня на столе лежат документы, тебе присваивают звание народного артиста, Леночке — заслуженную, поздравляю!» Саша никогда не рвал когти и не рыл землю ради этого, умоляю! Ему сказали — ему приятно. Но вот наступает юбилей — тишина. Через пару недель эти самые звания получают другие люди. Фатюшин — мимо. Сейчас не имеет значения. Но тогда было больно», — отмечала Мольченко.
Страсти в театре
Пожалуй, гораздо более запутанной оказалась история личной жизни Фатюшина, а не карьеры. Так, в течение 15 лет у актера тянулся мучительный роман с замужней Ириной Калиновской. «В театре Фатюшина жалели, мол, у него «несчастная любовь», многие актрисы предпринимали попытки его осчастливить, подбрасывали письма, предлагали «наладить холостяцкий быт», — вспоминала Елена Мольченко.
В той гонке Мольченко не участвовала, ведь сама переживала личную драму: жила с Анатолием Лобоцким, который имел обыкновение любить сразу нескольких женщин «по-своему». К примеру, с Еленой было удобно в быту, а вот с Натальей Гундаревой казалось допустимым репетировать ночи напролет, чтобы влиться в «высшее общество» «Маяковки». В интиме с Гундаревой Лобоцкий, разумеется, не признался, но его молчание лишь укрепляло подозрения Лены.
Однажды, когда Толя собирался ехать на вечеринку к Наталье, Мольченко выбежала за ним на улицу, где столкнулась с самой Гундаревой. Звезда «Сладкой женщины» процедила сквозь зубы: «Как же ты мне надоела! Как я тебя ненавижу!» Подобное признание соперницы сказало Елене больше, чем мог бы поведать Лобоцкий.
Круг замкнулся, когда за Мольченко стал ухаживать Фатюшин. Александр Константинович позвонил партнерше по спектаклю, когда из-за несчастного случая на репетиции ей расцарапало лицо. В дальнейшем он не только набирал номер общежития девушки, но и заезжал к ней на машине друга. Не было ни свиданий, ни цветов, а Александр Фатюшин уже звал Елену замуж.
Мольченко ответила актеру взаимностью и съехала от Лобоцкого. В квартире Фатюшина девушка обнаружила женские вещи, которые, вероятно, принадлежали Калиновской — уйти от мужа-профессора к не слишком обеспеченному артисту Ирина так и не решилась.
«Потом в трубке периодически раздавались женские голоса, кто-то звонил в дверь, — отмечала Мольченко. — Саша даже выходил на лестничную площадку разбираться с поклонницами. Но все это было неважно. Мы сразу же договорились на берегу: «У меня до тебя никого не было, и у тебя до меня...»
Но какую же роль в жизни Фатюшина играла Наталья Гундарева? Как минимум — они были коллегами, друзьями, партнерами по сцене, а в кино даже перевоплощались в супругов. «Это был не роман, это было больше чем роман, — заключила Мольченко в программе «Судьба человека» канала «Россия 1». — Она называла его Шуша. Причем Саша принимал активное участие в Наташиной жизни, у них были отношения. Скажем так, я не ко двору пришлась. Поэтому, когда она узнала, что мы Сашей решили пожениться, она чуть в обморок не упала».
Елена полагала, что для Гундаревой Александр Константинович был запасным аэродромом. В поездках актриса нежно заботилась о коллеге, следила, чтоб тот вовремя поел и лег спать. Казалось, Фатюшин беспрекословно слушался Наталью и находился под ее контролем, но тут затеял свадьбу с артисткой моложе себя на 12 лет, да еще и перешедшей дорогу звезде в истории с Лобоцким! Конечно, Наталья Гундарева не хотела идти на торжество в ресторан «Космос», но в итоге ее уговорили общие приятели. Все ожидали от небожительницы красивого тоста, а та только вымолвила короткое и двусмысленное: «Надеюсь, Саша нас не подведет».
Ревнивый и больной
Даже когда тени Калиновской и Гундаревой ушли, в доме Мольченко и Фатюшина периодически возникала напряженность. Возможно, корень проблемы крылся в безумной ревности Александра Константиновича. Вспоминая годы романа с Ириной, теперь актер не хотел примерить на себя маску обманутого мужа, а потому доставал жену вопросами, кто, когда и зачем ей звонит. Подозрение падало даже на Андрея Болтнева, который был близким другом как Елены, так и ее супруга.
Тяжело было Мольченко и справляться с бесконечным потоком сплетен о себе: то Виктор Проскурин ляпнет в театре, что жена Фатюшина — ведьма, которая друга приворожила, то Гундарева посоветует коллегам меньше смотреть Елене в глаза… Но настоящие испытания выпали супругам, когда обострились давние болезни Александра Константиновича.
Многие были уверены в поистине гусарском здоровье Фатюшина, не подозревая, что после свадьбы, например, он не наслаждался прелестями брачной ночи, а мучился в агонии, замотанный в бинты: из-за обострения экземы. Прибавьте к этому слабые легкие и больное сердце, и станет ясно, что богатырем Александр Константинович не был.
Вероятно, это и оказалось основной причиной отсутствия у супругов детей. Поначалу Мольченко расплывчато отвечала, что просто не получилось, но в 2020-м поведала подробности. Оказалось, что в отношениях с Лобоцким актриса сделала аборт, поэтому одно время винила себя в бесплодии. Однако позднее на обследовании выяснилось, что Елена абсолютно здорова, а вот у Фатюшина имелись проблемы. «Ну и хрен с ним», — в сердцах сказал тогда артист, и вопрос о наследниках больше не поднимался.
Последний год жизни стал для Александра Константиновича самым трудным. «У Саши очень болело сердце. Мы пошли в поликлинику и из-за этого пропустили репетицию. Прямо в кабинет врача позвонили из театра, поинтересовались, у них ли Фатюшин. Подтвердили, что да, он у нас. «А-а, значит, больной Фатюшин у врача, а здоровая Мольченко — просто не явилась на репетицию!» И меня уволили. В приказе было написано: «В связи с тем, что Мольченко пропустила две репетиции по причине болезни мужа»... — негодовала актриса.
Не исключено, что подобное отношение театрального руководства тоже внесло немалую лепту в печальный финал истории Фатюшина. Он переживал из-за увольнения жены, из-за потери позиций в «Маяковке». Как и почти каждый год до этого, незадолго до конца актер лег в клинику с пневмонией. А 6 апреля 2003-го после матча, проигранного любимой командой артиста, «Спартаком», Александр Фатюшин резко вскочил с дивана, и его сердце остановилось.
«Основная часть поклонников так и проводила Сашу в последний путь с мыслью, что умер опустившийся от пьянки спортсмен, — сетовала Мольченко. — И меня постоянно спрашивали, отчего он умер, готовясь смаковать трагическую историю, как Фатюшин, голодный и холодный, не дождавшись порции водки, замерзает под забором… Устала повторять это прозаическое медицинское заключение — у него была хроническая пневмония с детства. И осложнения после пневмонии отразились на сердце».
Фото: Legion-Media, Роман Кузнецов/«Антенна-Телесемь», личный архив, кадры фильмов «Москва слезам не верит», «Весенний призыв», «Зимний вечер в Гаграх»