Казалось, Андрею было суждено стать артистом, ведь он родился в семье звезд Ленинградского театра драмы имени Пушкина Юрия Толубеева и Тамары Алешиной. Однако мама с папой не желали видеть сына в актерской профессии. Поначалу наследник и сам не планировал блистать на подмостках, а мечтал бороздить просторы Вселенной. Вот только в космонавты Андрей Толубеев не сгодился из-за плохого зрения, поэтому поступил в военно-медицинскую академию, чтобы лечить авиаторов.
Обучение на курсах психофизиологии перевернуло жизнь молодого человека: он попал в университетский театр, и увлечение быстро переросло в непобедимую любовь. В итоге несостоявшийся врач поступил в ЛГИТМиК, после окончания которого влился в труппу БДТ.
Театру артист посвятил 33 года, но и о кинокарьере не забывал. 30 марта исполняется 78 лет со дня рождения актера, и мы рассказываем о его главных ролях, любимых женщинах и тяжелой болезни, убившей в 63.
Театр и кино
К моменту когда Толубеев пришел в театр, там блистали такие звезды, как Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих. Потребовалось немало сил, чтобы стать ведущим актером наравне со знаменитостями, однако в итоге Андрей Юрьевич добился этого. На спектакли «Оптимистическая трагедия», «Коварство и любовь» и «Вишневый сад» зрители ходили именно из-за Андрея Толубеева.
Еще в студенчестве актер начал играть в кино, дебютировав в картине «Еще можно успеть». Потом случились «Одиннадцать надежд», «Старые друзья» и «Крутой поворот». Посчастливилось артисту засветиться в ленте «Слезы капали» Георгия Данелии и сыграть в эпизоде «Убить дракона» у Марка Захарова. Правда, впоследствии Толубеев рассуждал, что на экране в творении Захарова промелькнул лишь на три секунды, поэтому глупо было включать роль шляпника в справочник.
«В кино не сложилось. Но я не сетую на судьбу. Ну не дано мне! Как, скажем, Костолевскому, Евгению Миронову или Меньшикову. Слава Богу, везет талантливым людям. Уже это радует. Для меня кино — увлекательное путешествие, и, несмотря ни на что, я его обожаю», — резюмировал Андрей Юрьевич.
Впрочем, списывал себя со счетов актер зря. Его фильмография насчитывала более 70 проектов, в 90-е зрители заметили артиста в лентах «Царь Иван Грозный», «Наводнение» и «Роковые яйца». Ну а сериал «Агент национальной безопасности», где герой Толубеева прошел путь от полковника до генерала, и вовсе сделал его знаменитым.
«Во-первых, сериалы — требование сегодняшнего дня, и я ничего против них не имею. Другое дело, что я не всегда разделяю нравственную направленность некоторых из них. В моей жизни съемки в сериалах за редким исключением — для заработка. В „Бандитском Петербурге“, правда, роль была хорошая. И режиссер хороший — Владимир Бортко! Какие-то серии „Агента национальной безопасности“ удачны. Случаются эпизоды, которые для меня важнее, чем большая тягомотная роль. Но в любом случае ко всему этому нужно относиться с иронией и отстраненно», — размышлял актер.
В нулевые артист не остался без работы, ведь по-прежнему выходил на сцену БДТ и играл в сериалах «Улицы разбитых фонарей», «Спецназ» и «Сонька — Золотая Ручка». Кроме того, актер вел документальный цикл «Петербург: время и место», а еще увлекался писательством — за книгу «Наполнение луной» Толубеев удостоился премии «Петрополь».
«Любовные письма»
Для большинства поклонников любовная биография Толубеева ограничивается встречей с Екатериной Марусяк: в 40 мужчина проникся чувствами к 30-летней начинающей актрисе, переехавшей в Петербург из Львова. «Пока был на сцене, все время смотрел на меня. Не знаю, как объяснить это чувство, но сразу поняла: с этим мужчиной хочу связать жизнь», — признавалась артистка.
Полгода актеры «играли в гляделки»: оба не предпринимали попыток к сближению, хотя чувствовали взаимную симпатию. «Однажды он репетировал спектакль, в это время главный режиссер Георгий Александрович Товстоногов был в отъезде, по возвращении устроил всем нагоняй, ему не понравилась постановка. Он в то время бросил курить, был очень нервным. После взбучки Андрей был очень подавленным, подошел и сказал: „Кать, поехали ко мне, водки выпьем!“ Согласилась не раздумывая. Так мы стали встречаться», — вспоминала Екатерина.
Весной 1985-го Толубеев сделал избраннице предложение, и та скромно отметила, что если есть хоть толика сомнений, то свадьбу можно и не делать, ведь она и без того счастлива. Андрей Юрьевич обиженно ответил, что давно не мальчик и все уже решил.
«Мы не держим друг друга кандалами. Нет у нас такого слова — „измена“. Если это произошло, значит, так надо было, и слава Богу. Наверное, такая моя позиция ее как женщину немного обижает, но, на мой взгляд, так лучше для всех. Потому что я и сам постоянно влюбляюсь. При моей профессии по-другому невозможно», — рассуждал Толубеев о секретах счастливого союза.
В браке на свет появились дочери Елизавета и Надежда. Обе поначалу пробовали себя в различных профессиях, но в итоге окончили СпбГАТИ и устроились в театры — как когда-то звездный отец, искавший собственный путь.
Вместе с супругой Толубеев выходил на сцену в спектакле «Любовные письма», и их проникновенная игра доводила зрителей до слез. Казалось, вот она, идеальная лавстори, в которой мужчина встретил одну избранницу на всю жизнь. Вот только сама Екатерина впоследствии раскрыла тайну мужа: до союза с ней актер дважды пытался устроить семейное счастье.
Тайны личной жизни
Итак, впервые Толубеев женился во времена учебы в военно-медицинской академии — на актрисе музыкального театра Татьяне Бершадской. Отношения быстро себя исчерпали, ведь под венец Андрей Юрьевич тогда стремился только из-за того, что все друзья успели связать себя узами брака.
Во второй раз четверокурсник-Толубеев попытался создать семью с первокурсницей театрального Ольгой Агеевой. «Он настоял на браке, в 1975 году расписались. Сложно притирались друг к другу. Я его ревновала к актрисе Татьяне Бедовой, он много с ней работал. Была молодая, глупая, порывистая — ушла после шести лет брака. Сильно переживала из-за этого, пока не встретила второго мужа, адвоката Михаила Телегова. Андрей приходил к нам в гости, был знаком с супругом и дочкой», — отмечала Агеева.
Интересно, что и первая, и вторая бывшие супруги могли запросто прийти в гости к Толубееву и Марусяк. «Они — часть судьбы Андрюши, с ними был съеден пуд соли, не было бы прошлого опыта, может, и у нас большой любви не получилось бы… Я и по сей день дружу и с Таней, и с Олей», — говорила Екатерина Дмитриевна спустя семь лет после смерти мужа.
Неизлечимая болезнь
«Адмиралъ» и «Гоголь: Портрет загадочного гения» стали последними киноработами Толубеева, ну а в «Я вернусь» его героя озвучивал уже другой артист. Все дело в том, что осенью 2007-го у актера обнаружили рак поджелудочной железы в четвертой, неоперабельной стадии.
«Он проходил ежегодное обследование у врачей, но общие анализы ничего не показывали. Муж долго от меня это скрывал, и, честно говоря, даже не помню, как он мне сообщил об этом. Очень страшно, когда ты понимаешь, что твой любимый человек угасает с каждым днем. Андрей старался не говорить о болезни, он, как врач, все понимал, оттого становилось еще хуже», — откровенничала Екатерина Дмитриевна.
Сдаваться близкие не собирались, поэтому Елизавета полетела на Кубу за какими-то чудодейственными настойками, но они не помогли. Екатерина пошла еще дальше, когда решила обратиться к целителю Рашиду, лечившего в свое время Александра Абдулова. «Сначала знахарь консультировал меня по телефону, я варила какие-то снадобья. Потом он позвал нас в свой пансионат на две недели, обещал вылечить Андрюшу. Но в последний момент мы отказались от поездки, поняли, что это шарлатан. Я вместе с мужем легла в больницу», — вспоминала вдова.
Толубеев стремительно угасал, от мучений не спасали никакие обезболивающие, и поднять веки становилось тяжелым испытанием. За день до смерти пациента перевели в реанимацию, — чтоб «было спокойнее» — но Екатерина Дмитриевна не ощутила тревоги, ведь не ожидала столь скорого ухода мужа. 7 апреля 2008-го сердце актера остановилось, и, к сожалению, он так и не увидел рождения первой внучки.
«Часто бываю на могиле мужа. Я чувствую его присутствие всегда, он помогает нам. Вот только Андрюша мне редко снится. Последний раз во сне он погладил меня по голове, поцеловал и пожалел», — делилась вдова в седьмую годовщину смерти супруга.