Это сейчас «Великолепный век» — культовый проект, имеющий десятки миллионов поклонников по всему миру. А вот в середине 2000-х, когда идею стали всерьез обсуждать продюсеры, в сериал мало кто верил. Специалисты предполагали, что сложная историческая драма может быстро наскучить зрителям, а баснословные расходы на съемки будет слишком сложно покрыть.
И все же, у будущего хита были свои защитники. Главная среди них — сценаристка Мерал Окай. Именно она годами мечтала рассказать о любви султана Сулеймана и Хюррем. Именно Окай помогла собрать актерскую команду мечты, обеспечив «Великолепному веку» культовый статус.
И если историю создания проекта многие поклонники знают, то вот с биографией Мерал, полной трагедий, знакомы не все. 20 сентября сценаристка могла отпраздновать очередной день рождения, а значит, самое время вспомнить ключевые повороты на ее жизненном пути.
Дорога, приведшая в кино
Мерал Окай родилась в семье, далекой от мира искусства. Ее отец работал военным судьей и часто путешествовал по стране, разбирая новые дела. В одном из интервью сценаристка признавалась, что еще до окончания школы успела побывать чуть ли не во всех регионах Турции. Разумеется, частая смена учебных заведений негативно влияла на характер Мерал: девочка росла скромной, немного замкнутой.
После окончания школы и лицея Окай решила сделать карьеру чиновницы, устроившись на работу в правительственное агентство Toprak Mahsulleri Ofisi. Здесь она трудилась много лет. Казалось бы, как в размеренную жизнь такого человека может ворваться буйный мир кино? На самом деле, все просто: Мерал всегда была творческим человеком. Она пробовала писать романы и повести, мечтая когда-нибудь создать что-то по-настоящему значимое.
Свое влияние на становление женщины оказал и ее муж — актер Яман Окай. Именно он первым заприметил талант Мерал и помог ей поверить в себя. Благодаря супругу сценаристка все больше погружалась в мир искусства, находя новые пути для творческой реализации.
Их семейные отношения многие друзья и коллеги называли идеальными. Сама же Мерал неоднократно признавалась, что буквально преклонялась перед мужем. «Любовь — это самоотречение. Когда не ущемляя своего «я», находишься в состоянии «мы». Самая большая сила, контролирующая человеческое эго», — делилась Окай в одном из интервью.
Этот брак продлился девять лет. Наверняка он просуществовал бы и дольше, но случилась трагедия: у Ямана диагностировали рак поджелудочной железы. Мужчина отчаянно сражался за жизнь, но недуг развивался стремительно. Для Мерал смерть любимого человека стала огромным ударом. Больше сценаристка так и не вышла замуж. Друзья и коллеги Окай отмечали, что даже спустя много лет после трагедии Мерал продолжала искренне любить Ямана.
Новая глава
Довольно долго Мерал пробовала свои силы в актерстве и продюсировании. Однако этого женщине было недостаточно. Она всегда чувствовала тягу к сценарному делу, поэтому еще в середине 90-х стала генерировать идеи для сериалов. Это увлечение помогло Окай смириться с потерей мужа и обрести новый смысл жизни.
Успех не заставил себя долго ждать: в 1999 году на экран вышел проект «Вторая весна», сценаристом которого выступила Окай. Сериал не стал международным хитом, но своего зрителя в Турции нашел. К тому же, мелодрама помогла Мерал закрепиться в новом статусе — талантливого и перспективного автора.
После этого Окай выдала и еще один турецкий хит — «Особняк с виноградными лозами», получивший не менее успешное продолжение через год. Конечно, все эти проекты имели своего зрителя, приносили сценаристке приличный доход и признание в среде профессионалов. Вот только Мерал мечтала о большем — она хотела создать масштабный исторический эпос об Османской империи. Такая история требовала внушительных инвестиций, поэтому многие продюсеры сразу же отказывались от ее реализации.
У Мерал ушло несколько лет, чтобы создать концепцию, написать интригующий сценарий к первым сериям и подыскать финансирование. Все это время она была буквально одержима проектом, и ни на что другое времени просто не оставалось. Друзья Окай рассказывали журналистам, что сценаристка обожала детей, но от мечты стать матерью отказалась после смерти мужа. Ее любимым ребенком стал «Великолепный век», который рождался в муках, но в итоге все-таки добрался до стадии производства.
Известно, что Окай принимала непосредственное участие в выборе актеров на главные роли. Именно она настояла на том, чтобы в султана Сулеймана перевоплотился Халит Эргенч. «Первое, что у нас в голове было четко определено — султана должен играть Халит Эргенч. Сценария не было, а Халит уже был», — делилась женщина в интервью.
Эргенч больше года ждал начала съемок «Великолепного века» и специально не соглашался на другие проекты. Как и Окай, он искренне верил в успех этой истории. И если с Сулейманом определились сразу, то Хюррем искали вплоть до начала съемок. Кастинг-директоры и продюсеры отсмотрели материалы с участием тысяч актрис со всего мира, но ни одна девушка не смогла их зацепить. Лишь по воле случая, за неделю до старта съемок, один из создателей проекта Тимур Саваджи вышел на Мерьем Узерли.
Во время первой же беседы с членами съемочной группы Узерли сумела убедить всех присутствующих в том, что она создана для этой роли. «В роли Хюррем я видела только Мерьем. Она безупречно подходила для этого амплуа. Никто другой так убедительно не смог бы сыграть возлюбленную султана», — подчеркивала позднее Окай.
Успех с привкусом горечи
Конечно, продюсеры рассчитывали на то, что их детище станет популярным, но такого массового успеха не ждал никто. «Великолепный век» буквально изменил мир турецкого телевидения. Именно после этой мелодрамы зрители со всего мира стали следить за новыми турецкими сериалами. И хотя рейтинги били рекорды, свои критики у «Великолепного века» все равно были. Чаще всего создателей обвиняли в несоответствии сюжета реальным событиям.
Мерал Окай на подобные выпады всегда реагировала с иронией. «Сериал не только про тот век, но и про людей, их чувства, отношения. Я хотела показать живых людей. Обозначить связь той эпохи и нашей, чтобы зрителям было понятнее, интереснее. Если показывать все точно по истории, кто будет смотреть? Доктора наук? Поиск компромисса с консультантами-историками — самый сложный момент в работе над сериалом. Того нельзя, этого нельзя. Если бы я их слушала, не получилось бы вообще никакой любви», — подмечала сценаристка.
Работа над «Великолепным веком» шла тяжело. Написание сценариев и съемки требовали от создателей огромных усилий, поэтому Мерал Окай была занята круглосуточно. Как раз в тот период, когда о феномене сериала уже трубили все мировые СМИ, создательница мелодрамы стала жаловаться на проблемы со здоровьем. После полного обследования врачи поставили неутешительный диагноз — рак легких.
Время играло против Окай: болезнь стремительно прогрессировала, и врачи, несмотря на все усилия, оказались бессильны. Когда страшную новость узнали члены съемочной группы и журналисты, начали разлетаться слухи о возможном закрытии «Великолепного века». Вот только Мерал была категорически против этого, считая, что история должна жить и после ее кончины.
До последних дней Окай продолжала участвовать в создании проекта. Ей было сложно писать сценарии к новым эпизодам, но она консультировала коллег, а также передавала им все наработки и идеи. Тогда же женщина приняла и еще одно важное решение: все свое состояние она передала на благотворительность.
Мерал скончалась 9 апреля 2012 года в возрасте 52 лет. Этот день стал по-настоящему траурным для всех коллег сценаристки. Так, Мерьем Узерли неоднократно рассказывала, что тяжело переживала утрату и долго не могла смириться с уходом Окай.
«Она была для меня совершенно особенным человеком. Мерал всегда тонко чувствовала и понимала меня. Вы даже не представляете, насколько сильная у нее была энергетика. Я считаю, что она не покинула нас: физически Мерал тут нет, но ее душа рядом с нами», — делилась актриса.
За сценарии новых серий «Великолепного века» отвечал Йылмаз Шахин. Именно он довел историю до логичного конца, постаравшись не извратить изначальный замысел Окай. Конечно, все члены съемочной группы понимали, что без Мерал легендарная история так и не появилась бы на телевидении. Именно поэтому все эпизоды, снятые после ее смерти, начинались с трогательной надписи «Посвящается Мерал Окай»…
По материалам Istanbul Life
Фото: кадры из сериала, соцсети